Дело № 5-701/2022
УИН22RS0068-01-2022-005208-11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 августа 2022 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Ваншейд А.К., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор», расположенного по адресу: г. Барнаул, Лесной тракт, 63, ИНН 2225008370, ОГРН 1022201770084,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 7594 серия 006994 от 14.07.2021, составленному государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Южно-Сибирского МУГАДН, 10.06.2022 в ходе планового рейдового осмотра выявлено осуществление деятельности АО «АПЗ «Ротор» по перевозке пассажиров, не связанной с извлечением прибыли, транспортным средством Газель А65R52, р/з К 430 АА 122, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- транспортное средство (автобус) <данные изъяты>, категория М2, осуществляющее перевозку пассажиров по путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, не оснащено глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС с передачей информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, чем нарушены подп. «д» п.8 раздела III постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616, подп. «б» п.3 постановления Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации»;
- сведения о транспортном средстве <данные изъяты> не включены в реестр лицензий на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами по территории Российской Федерации, чем нарушен п.3 ст.3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», п.24 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- перевозка пассажиров транспортным средством <данные изъяты> осуществляется по путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, который не содержит обязательных реквизитов: отсутствует основной государственный регистрационный номер юридического лица, время прохождения контроля технического состояния транспортного средства, не полностью указан государственный регистрационный знак, чем нарушены подп. «г» п.8 раздела III постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616, ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Действия АО «АПЗ «Ротор» квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «АПЗ «Ротор» наличие выявленных нарушений не оспаривал, вину в совершении вменяемого правонарушения признал, указав, что все выявленные недостатки устранены.
Законный представитель АО «АПЗ «Ротор» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п.6 ч.4 ст.1, п.24 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), ст.3.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами определен Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 (ред. от 23.12.2021) (далее – Положение).
Согласно п.39 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подп. «а, г, д» п.8 Положения лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий; заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В силу п.п. 3, 8 ст.3.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" изменения сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, в том числе включение в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемого вида деятельности после получения лицензии на лицензируемый вид деятельности, а также исключение из реестра лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, вносятся лицензиатом в реестр лицензий самостоятельно с использованием его личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня возникновения оснований для внесения таких изменений в реестр лицензий или путем представления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе; 6) сведения о перевозке (п.1).
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (п.3).Сведения о транспортном средстве включают, в том числе государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Согласно подп. «б» п.3 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 N 2216, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, которая обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система) в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Материалами дела установлено, что АО «АПЗ «Ротор» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами от 05.07.2019 № АН-22-001195, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
ДД.ММ.ГГГГ в 6 час. 54 мин в ходе постоянного рейда на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта, проводимого сотрудниками Южно-Сибирского МУГАДН на основании решения от 31.05.2022 № 31, выявлено осуществление деятельности АО «АПЗ «Ротор» по перевозке пассажиров, не связанной с извлечением прибыли, транспортным средством <данные изъяты> с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, а именно:
- транспортное средство (автобус) <данные изъяты>, категория М2, осуществляющее перевозку пассажиров не оснащено глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС с передачей информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; сведения о транспортным средством <данные изъяты> не включены в реестр лицензий на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами по территории Российской Федерации; путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательных реквизитов: отсутствует основной государственный регистрационный номер юридического лица, время прохождения контроля технического состояния транспортного средства, не полностью указан государственный регистрационный знак.
Наличие перечисленных нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом постоянного рейда № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра транспортного средства от 10.06.2022, протоколом инструментального обследования от 10.06.2022, рапортом, копией путевого листа, сведениями реестра лицензий на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В то же время выявленные нарушения лицензионных требований не могут быть охарактеризованы как грубые, поскольку в материалах дела отсутствуют объективные и достоверные сведения о том, что невыполнение лицензионных требований повлекло наступление последствий, перечисленных в части 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности». Доказательств наличия реальной угрозы причинения вреда здоровью и жизни указанными нарушениями не представлено.
Таким образом, совершенное АО «АПЗ «Ротор» правонарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административная ответственность наступает при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из разъяснений в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Соответственно переквалификация действий АО «АПЗ «Ротор» на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ не ухудшит положение последнего.
В связи с изложенным действия последнего подлежат квалификации по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Ходатайство защитника о применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в пренебрежительном отношении юридического лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, вмененное заявителю административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Отсутствие в результате такого правонарушения наступления каких-либо вредных материальных последствий не может свидетельствовать о его малозначительности, в связи с чем оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 3.5 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оценивая конкретные обстоятельства настоящего дела, характер инкриминируемого деяния, отсутствие сведений о привлечении юридического лица ранее к административной ответственности, отсутствие наступивших неблагоприятных последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, наличие смягчающих наказание обстоятельств в виде признания вины, устранения выявленных нарушений до вынесения постановления по настоящему делу, судья полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья А.К.Ваншейд