Дело № 12-61/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
п. Медведево 19 марта 2019 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Иванова Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Буйских Е.Н. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. № ... от 28 декабря 2018 года, которым
директор Государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка» Буйских Е.Н., <...> года года рождения, уроженка ..., зарегистрированная по адресу: ...,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. № ... от 28 декабря 2018 года должностное лицо – директор Государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка» (далее ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка») Буйских Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Буйских Е.Н. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, прекратить производство по делу, указав, что в ее действиях отсутствуют признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции. В обоснование жалобы указано, что унитарным предприятием в единой информационной системе (далее ЕИС) регулярно размещается Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» (далее Положение о закупке товаров) в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обязанности проводить закупки во исполнение Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» не имеется, поскольку деятельность предприятия осуществляется за счет собственных средств, без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Заявитель полагает, что Положение о закупке товаров позволяет предприятию заключать договоры на оказание охранных услуг прямой закупкой с единственным поставщиком и не обязывает проводить закупку конкурентной процедурой. Также в жалобе указано, что вопросами закупок на предприятии занимается специалист по закупкам (контрактный управляющий), который несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 января 2019 года жалоба Буйских Е.Н. на постановление по делу об административном правонарушении № ... от 28 декабря 2018 года с приложенными документами направлена по подсудности на рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
В судебное заседание Буйских Е.Н. не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на рассмотрение жалобы не явился, извещены. В судебном заседании 04 марта 2019 года представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по доверенности Журавлева Н.В. просила отказать в удовлетворении жалобы, полагала, что постановление является законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении № ..., дела о нарушении антимонопольного законодательства № ..., прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан ее доводами и обязан проверить дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 ст. 14.32 КоАП РФ за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 – 3 настоящей статьи, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1.2. ст. 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 08 августа 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1021200752605, основным видом деятельности является деятельность санаторно-курортных организаций, учредителем юридического лица в настоящее время является Министерство образования и науки Республики Марий Эл, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно Уставу ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка», утвержденному приказом и.о. начальника ГУ «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» № ... от <...> года, функции учредителя предприятия осуществляют Министерство государственного имущества Республики Марий Эл и ГУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» (п. 1.2), предприятие является коммерческой организацией (п. 1.5), руководитель предприятия (директор) является единоличным исполнительным органом предприятия (п. 5.2), руководитель совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором (п. 5.3). В п. 1.2 Устава приказом от <...> года № ... внесены изменения в части наименования учредителя ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл».
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 05 октября 2018 года по делу № ... установлено, что между ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» и обществом с ограниченной ответственностью «Негосударственное охранное предприятие «ФАРБ» (далее ООО «НОП «ФАРБ») в течение 2017-2018 годах ежемесячно заключались договоры на оказание охранных услуг, стоимостью менее 100 000 рублей каждый, в 2017 году - на общую сумму 291 000 рубль, в 2018 году – на общую сумму 919405 рублей, предметом которых являлось предоставление услуг по защите жизни и здоровья, охране объектов и имущества заказчика, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов в ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка», при этом договоры заключались непрерывно на малый промежуток времени. УФАС по Республике Марий Эл сделан вывод о том, что сделки намеренно разбиты на суммы до 100 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения договоров с единственным поставщиком. В действиях ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» административным органом признан факт нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в заключении и реализации договоров на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05 марта 2019 года по делу № А38-12407/2018 отказано в удовлетворении заявлений ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка», ООО «НОП «ФАРБ» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 05 октября 2018 года о нарушении антимонопольного законодательства по делу № ....
На основании решения УФАС по Республике Марий Эл от 05 октября 2018 года по делу № ... в соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1. КоАП РФ в отношении директора ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» Буйских Е.Н. составлен протокол № ... об административном правонарушении от 19 декабря 2018 года, в котором действия Буйских Е.Н. квалифицированы по ч. 4 ст. 14.32. КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии Буйских Е.Н.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены административным органом в присутствии Буйских Е.Н., по результатам рассмотрения административным органом вынесено постановление о наложении штрафа по делу № ... об административном правонарушении от 28 декабря 2018 года, в соответствии с которым Буйских Е.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Из материалов дела следует, что приказом начальника ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» от <...> года № ... директором ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» назначена Буйских Е.Н. с <...> года.
На момент заключения договоров на оказание охранных услуг между ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» в период с 28 ноября 2017 года по 28 июня 2018 года директором общества являлась Буйских Е.Н.
Факт заключения указанных договоров Буйских Е.Н. при рассмотрении жалобы не оспаривался.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, должно иметь самостоятельный баланс.
Согласно положениям п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) хозяйствующим субъектом называется коммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно ч.7 ст.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) к государственным заказчикам, на которых распространяются требования данного закона, относятся, в том числе государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона. Данная редакция ч.2.1 ст.15 Закона о контрактной системе действовала с 01 января 2017 года до 30 июня 2018 года.
Во всех остальных случаях предприятие, как заказчик, обязано осуществлять закупки по правилам Закона о контрактной системе.
При вынесении решения учитываю, что в преамбулах договоров указано, что договоры заключены в соответствии с п.4 ст.93 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ст. 24 указанного закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – ч. 1. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в частности, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, не требуется (ч. 4 ст. 93 названного закона).
По своему содержанию п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая в целях уклонения от публичных процедур не соответствует праву на заключение контрактов без проведения конкурентных процедур.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
План закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями ст. 17 Закона о контрактной системе при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
Факт нарушения ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 05 октября 2018 года по делу № ... и подтвержден судебным актом Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05 марта 2019 года по делу № А38-12407/2018.
Решением УФАС по Республике Марий Эл, постановлением о наложении штрафа по делу № ... об административном правонарушении от 28 декабря 2018 года определено, что фактически договоры, заключенные Буйских Е.Н. с ООО «НОП «ФАРБ», образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При изложенных обстоятельствах действия Буйских Е.Н. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка», действуя на основании Положения о закупке товаров в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", может проводить закупку у единственного поставщика путем заключения договора, поскольку деятельность предприятия осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отклоняются судом, поскольку на момент совершения административного правонарушения действовала ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года № 108-ФЗ, из положений которого следует, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями (п. 3), к которым ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка» не относится.
Довод заявителя о заключении договоров на оказание охранных услуг по Закону о закупках основан на неверном толковании положений ч.2.1 ст.15 Закона о контрактной системе.
Указание в жалобе доводов относительно необходимости соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, специалистом по закупкам (контрактным управляющим) ГУП Республики Марий Эл «ЛОК «Лесная сказка», а не напрямую руководителем предприятия не может быть принято во внимание, поскольку не относится к тому обстоятельству, которое подлежит выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ. Исследование данного вопроса выходит за пределы предмета рассмотрения дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Буйских Е.Н.
Оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела не имеется.
Наказание назначено Буйских Е.Н. в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, с учетом характера совершенного ею административного правонарушения, личности виновного, ее имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд не усматривает оснований для признания административного правонарушения, вмененного Буйских Е.Н., малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку правонарушение допущено в сфере антимонопольного законодательства (ограничения конкуренции).
Нарушение требований в области антимонопольного законодательства, создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям, заключается в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством; правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 КоАП РФ, характеризуются высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует также то обстоятельство, что законодатель исключил для этой категории нарушений возможность замены административного штрафа предупреждением в установленных ст. 4.1.1. КоАП РФ случаях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. по делу об административном правонарушении № ... от 28 декабря 2018 года о привлечении Буйских Е.Н. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Буйских Е.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Л.Н. Иванова