К делу № 2-471/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 года п. Матвеев Курган
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Алейнер О.А.
при секретаре Каврасько Ю.П.,
с участием:
помощника прокурора Матвеево-Курганского района Кадук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа, третье лицо – отдел образовании Администрации Матвеево-Курганского района, об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Матвеево-Курганского района обратился в районный суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к ответчику МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа (третье лицо: отдел образовании Администрации Матвеево-Курганского района), в котором просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем принятия мер к обеспечению беспрепятственного доступа в здание школы, расположенное по адресу: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, <адрес>, путем приведения в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Матвеево-Курганского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что пандус при входе в учреждение МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа не соответствует требованиям «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в том числе он не оборудован одновременно верхним и нижним поручнем в одной вертикальной плоскости, его поверхность не промаркирована цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Негативным последствием вышеуказанного нарушения законодательства может явиться отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов для получения услуг.
Прокурор Кадук Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске доводам и основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, дело рассмотрено в отсутствие данного лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо: отдел образования Администрации Матвеево-Курганского района, будучи извещенное, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло, дело рассмотрено в отсутствие данного лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства по делу по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 18, 27 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 указанного Федерального закона установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы, на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, положения вышеуказанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Правовой основой таких требований являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52 от 3 декабря 1982 г.), в статьях 7 и 39 Конституции РФ.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, содержатся в нормативном документе по строительству – «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр. (далее - Свод).
Согласно п. 5.1.14 Свода у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м следует предусматривать пандусы или подъемные устройства. Длина непрерывного марша пандуса должна соответствовать требованиям продольного уклона согласно таблице 5.1 Свода.
Пунктом 5.1.16 Свода установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Согласно п. 5.1.17 поверхность пандуса должна быть выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также нескользкой и соответствовать требованиям 5.1.11. Свода.
Из материалов дела следует, что 22.12.2021 прокуратурой Матвеево-Курганского района совместно со специалистами сектора архитектуры и градостроительства Администрации Матвеево-Курганского района проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа, в ходе которой выявлено, что пандус при входе в данное учреждение выполнен из металлических конструкций, высота пандуса 0,65м, длина 1,5 м, непрерывные по всей длине ограждения и поручни отсутствуют, тактильная плитка отсутствует, расчет уклона пандуса не соответствует требованиям «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
24.12.2021 прокурором Матвеево-Курганского района в адрес МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, однако до настоящего времени пандус при входе в здание вышеуказанного учреждения и поручни на наружной лестнице не приведены в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Таким образом, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Матвеево-Курганского района удовлетворить.
Обязать МБОУ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы, расположенное по адресу: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, <адрес>, путем приведения в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 31 марта 2022 года.
Судья Алейнер О.А.