Дело № 2-934/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года г. Наро-Фоминск.
Наро-фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Черткова М.Е., при секретаре Грузинцевой Д.С,, с участием истца Тарабухина Г.В., представителя истца ФИО1., представителя ответчика Администрации Наро-фоминского района – ФИО2., представителя третьего лица ООО «Совхоз «Архангельский» - ФИО3., представителя третьего лица представителя органов опеки и попечительства ФИО4., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарабухина ФИО5 к Администрации Наро-фоминского района о признании частично недействительным постановления, признании нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тарабухин ФИО6 обратился в суд с иском к Администрации Наро-фоминского района о признании частично недействительным постановления, признании нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Просил признать незаконным п.2 постановления Главы Наро-фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ и признать его нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В обоснование требований указал, что его мама Кашкова С.В. была лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. Что Постановлением Главы Наро-фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ он был определен в детский дом, и за ним была закреплена жилая площадь по адресу: Наро-фоминский район, с-з Архангельский, д. Тишинка, д. 1. Постановлением Главы Наро-фоминского района №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ года п. 2 постановления главы Наро-фоминского района №№ от ДД.ММ.ГГГГ года признан утратившим силу, а за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Позже стало известно, что квартира принадлежит с-зу Архангельский на праве собственности. Что закрепление жилья за ним носило формальный характер без выяснения наличия правоустанавливающих документов, поэтому в оспариваемое постановление в этой части не отвечает требованиям закона.
В судебном заседании истец Тарабухин Г.В. и его представитель ФИО7. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Наро-фоминского района – ФИО8. иск не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ООО «Совхоз «Архангельский» - ФИО9. поддержал требования истца, суду пояснил, что дом принадлежит ООО «Совхоз «Архангельский» на праве собственности, ответчик незаконно распорядился его имуществом.
Представитель третьего лица - представитель органа опеки и попечительства ФИО10. иск поддержала, просила его удовлетворить, суду пояснила, что истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих вы деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законе^ нормами.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
Согласно ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется в том числе путем: признания жилищного права.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. (в ред. 17.12.2009 г.) N 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 4 ФЗ N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 5 ФЗ N 159-ФЗ, предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством),
не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Московской области от 29.12.2007 года N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав указанным выше категориям граждан.
Пунктами 2 и 3 статьи 8 данного Закона установлено, что указанная категория граждан однократно вне очереди обеспечивается жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области, жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
На основании абзаца 6 части 1 статьи 11 Закона Московской области от 29.12.2007 года 248/2007-ОЗ государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июня 2010 г. N 451/24 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» в целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Московской области N 248/2007- ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" Правительство Московской области утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области.
Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота).
Предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам:
не имеющим закрепленного жилого помещения, т.е. не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения;
признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья до вступления в силу Закона Московской области N 81/2009-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Судом установлено, что Тарабухин Г.В. 19 февраля 1992 года рождения Постановлением Главы Наро-фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ был определен в детский дом, и за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>(л.д. 13). Постановлением Главы Наро-фоминского района №№ от ДД.ММ.ГГГГ года п. 2 постановления главы Наро-фоминского района №№ от ДД.ММ.ГГГГ года признан утратившим силу, а за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>(л.д. 14). Жилой дом, расположенный по адресу: МО<адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Совхоз «Архангельский», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 15), право собственности было зарегистрировано 14 апреля 2005 года, то есть еще до издания оспариваемого постановления. Также ООО «Совхоз «Архангельский» представил справку и инвентарную карточку основных средств из которых видно, что спорный жилой дом состоит на балансе с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 86,88). Кроме того, на момент оформления в собственность в регистрирующем органе в ДД.ММ.ГГГГ году ООО «Совхоз «Архангельский» было предоставлены сведения о том, что данный спорный дом, который имел прежний адрес – <адрес> (в настоящее время дер. Тишинка пер. Рябиновый д. 6), в муниципальную собственность не передавался, что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов (л.д. 65-82). Также следует отметить, что в ходе судебного разбирательства ответчиком Администрацией Наро-фомиснкого района не было представлено доказательств, подтверждающих, что дом 6 (ранее д. 1) в котором находится квартира №№ являлся муниципальной собственностью на момент издания оспариваемого постановления, то есть в ДД.ММ.ГГГГ году.
Поскольку жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, не могут быть закреплены за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, п.2 оспариваемого постановления Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области в части закрепления спорного жилого помещения за истцом не соответствует закону. Поэтому в данной части должно быть признано незаконным, поскольку ответчик распорядился собственностью, принадлежащей другому лицу и закрепил за истцом квартиру, ему не принадлежащую.
Так в силу п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ: Муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п.1 ст. 12 ГК РФ: Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Исходя из представленных доказательств, суд пришел к выводу, что Тарабухин Г.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, не является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Закрепление за истцом жилого помещения, находящегося в собственности юридического лица, не соответствует требованиям законодательства и не свидетельствует об отсутствии права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем, истец является нуждающимся в получении жилья и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию Наро-Фоминского муниципального района. В соответствии с положениями пункта 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тарабухина Г.В. удовлетворить.
Признать незаконным п.2 постановления Главы Наро-фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ в части закрепления за несовершеннолетним Тарабухиным ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилой площади по адресу: <адрес>
Признать Тарабухина ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение дня
месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: М.Е. Чертков.