Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2300/2023 ~ М-2048/2023 от 12.07.2023

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-002786-41

№ 2-2300/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.08.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Коробковой Ю.Е.

помощник судьи Некрасова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием истца Королевой Т.А., представителя истца Драчевой С.Б. гражданское дело по иску Королевой ТА к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области об установлении юридического факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Королева Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, в обоснование исковых требований указала, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, решением пенсионного органа от /________/ /________/ ей отказано в назначении пенсии досрочно в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием права. Просила установить юридический факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 22.08.1989 по 10.08.1994, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.06.2022.

Истец Королева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в период с /________/ по /________/ проживала на территории /________/, что подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства, представленные справки содержат сведения об индивидуальной дозе радиационного облучения за период работы на Чернобыльской АЭС – 6,3мЗв. Справка от 12.05.2023 подтверждает восстановление гражданства Российской Федерации по обращению от 23.02.1997.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, позицию изложил в письменном отзыве, возражений против удовлетворения исковых требований не представил, установление факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом оставил на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; 2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; 4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; 5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; 6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; 7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; 8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; 9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); 10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение; 11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.

Согласно п. 2 приведенной нормы пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет; 2) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

К спорным правоотношениям применяется также Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, вступивший в силу с 01.05.2015.

Согласно п. 18 приведенного Перечня к документам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства относятся: для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, в зависимости от категории гражданина необходимы документы: удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ); о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (пп. 4-10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ); о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ); о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ); о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Согласно п. 98 Перечня участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории.

В соответствии с п. 100 Перечня проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий ».

В соответствии с п. 101 Перечня трудовой стаж подтверждается в порядке, установленным Федеральным законом «О страховых пенсиях» для подтверждения страхового стажа.

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих названному Закону.

Согласно ст.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пп. 8 п. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Гражданам, указанным в п. 8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34).

Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (ст. 49).

Судом установлено, что 16.06.2022 Королева Т.А. обратилась в ГУ – УПФР по Томской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Решением пенсионного органа от 16.09.2022 № 8489 ей отказано в назначении пенсии досрочно в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в связи с отсутствием права, т.к не представлены доказательства проживания истца в зоне с льготно-экономическим статусом.

В соответствии с положениями ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника.

Согласно сведениям трудовой книжки серии /________/ /________/ от 28.09/1983, выданной Королевой Т.А. (до вступления в брак Санниковой, что подтверждается справкой о заключении брака от /________/), данных справки от /________/ /________/ Королева Т.А. осуществляла трудовую деятельность на территории Украины с /________/ по /________/; с /________/ по /________/ состояла в должности электрослесаря по автоматике и средств измерений 3 разряда, оператора ЭВМ в цехе радиационной безопасности Чернобыльской АЭС, которая в соответствии с приказом Министерства энергетики СССР от 17.10.1986 № 6 «Об образовании объединения» с 10.10.1986 входила в состав производственного объединения «Комбинат», приказом Министра атомной энергетики и промышленности СССР от 01.02.1990 N280 образовано предприятие ПО «Чернобыльская АЭС».

Справки от 26.05.2022 № 218/3-8431, N 28532 (л.д.29-30) содержат сведения об индивидуальной суммарной дозе внешнего облучения Королевой Т.А. за период работы на Чернобыльской АЭС - 6,3 мЗв, что свидетельствует о том, что она находилась в зоне радиационного облучения, получив указанную дозу, превышающую 5,0 мЗв.

Справка от /________/ /________/, выданная Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО /________/, подтверждает, что согласно архивных данных ООО «ЖЭУ-8» Королева (Санникова) Т.А., /________/ рождения, имела регистрацию по месту жительства: /________/ 12.10.1988 по 02.08.1989, выбыла в /________/.

Копия паспорта гражданина Украины на имя Королевой Т.А., выданная архивным отделом УМВД России по Томской области, свидетельствует о том, что истец проживала в г.Томске с /________/ по /________/ (по адресу: /________/), с 22.08.1989 зарегистрирована по месту жительства в /________/ по адресу: /________/, /________/, /________/, 10.08.1994 снята с регистрационного учета в /________/, с /________/ зарегистрирована в /________/.

Факт проживания истца по месту регистрации в /________/ с /________/ по /________/ подтвердили в судебном заседании свидетели Крымская И.А., Королев Е.И., Бондарчук А.С., проживание которых в /________/ подтверждается письменными доказательствами - содержанием удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, записями их трудовых книжек, а также фотографий в указанный истцом период.

Справка от /________/ /________/, выданная УМВД России по Томской области, подтверждает факт восстановления Королевой Т.А. гражданства Российской Федерации по обращению истца /________/.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106 город Славутич отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля. Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 № 76-VIII, исключен абзац пятый части второй статьи 2 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», исключена зона усиленного радиоэкологического контроля, к которой относился город Славутич.

Представленные истцом письменные доказательства соответствуют порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенным в письме Госкомчернобыля России от /________/ № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом», зарегистрированном в Минюсте России /________/ /________/.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 403-О следует, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста и периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Исходя из приведенных положений действующего законодательства, а также обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства на основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии у истца права на установление пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем исковые требования Королевой Т.А. подлежат удовлетворению.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о назначении пенсии).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст.21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст.21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. Федерального закона N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 72 и 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 N 16 п.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Как следует из материалов дела, 16.06.2022 истец обращалась с заявлением в пенсионный орган по установлению пенсии.

Для определения даты, с которой истец вправе претендовать на назначение пенсии, является установление обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу порядка и условий назначения пенсии при ее первичном обращении с заявлением о рассмотрении вопроса о государственной пенсии (16.06.2022), предлагалось ли истцу представить недостающие документы для подтверждения ее права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; предпринимались ли пенсионным органом действия по заявлению о назначении пенсии по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.

Истец указывала, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о государственной пенсии 16.06.2022 у нее имелись все условия для назначения ей пенсии, что нашло подтверждение в судебном заседании. И не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрении спора.

Согласно абз. 3 п. 1 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

С учетом установления юридического факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 22.08.1989 по 10.08.1994, требование о возложении обязанности на ответчика назначить страховую пенсию по старости с 01.06.2022 (даты возникновения права) по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Королевой ТА к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить.

Установить юридический факт постоянного проживания Королевой ТА, родившейся /________/ в /________/, в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 22.08.1989 по 10.08.1994.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области назначить Королевой ТА с /________/ досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Желтковская Я.В.

Решение суда в окончательной форме принято 18.08.2023.

2-2300/2023 ~ М-2048/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Королева Татьяна Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Томской области
Другие
Драчева Светлана Борисовна
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Подготовка дела (собеседование)
28.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее