УИД 11 RS 0017-01-2023-000371-56 Дело №12-35/2023
РЕШЕНИЕ
10 августа 2023 года с.Визинга
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Бондаренко Н.В.,
открыто рассмотрев жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Щербатых Дмитрия Геннадьевича (полномочия подтверждены приложенной к жалобе доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ) на постановление должностного лица начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Койгородскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Коми Турышева А.В. №36/23/11012-АП от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
27 апреля 2023 года должностным лицом начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК юридическое лицо ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание административный штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным 27 апреля 2023 года указанным должностным лицом административного органа процессуальным решением, защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «УправтодорКоми» Щербатых Д.Г. обратился в Сысольский районный суд РК с жалобой на вышеуказанное постановление должностного лица ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК, которое просит отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из содержания поданной защитником юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «УправтодорКоми» Щербатых Д.Г. жалобы установлено, что в ответ на требование заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК от 27.12.2022 об исполнении в срок до 28.02.2023 вступившего в законную силу 05.05.2021 решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.07.2020 по делу №2а-1905/2021, об обязании и ГКУ РК «УправтодорКоми» в срок до 30.10.2021, обеспечить на автодороге «Койдин - Койгородок» с км 0+415 по км 2+093, с км 2+443 по км 2+951 освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 и оборудовать дорогу «Койдин - Койгородок» с км 2+010 по км 2+206 с км 2+377 по км 2+951 тротуаром в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, 22.02.2023 ГКУ РК «УправтодорКоми» в ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК направлено письмо №04/554 от 21.02.2023, согласно которому, в соответствии с запланированным Минстроем РК в 2022 году выполнением инженерных изысканий и работ по подготовке проектной документации на выполнение работ по обустройству стационарного электрического освещения, и тротуаров на участке км 0+415 – км 2+093, км 2+443 – км 2+951 автомобильной дороги «Койдин – Койгородок», ГКУ РК «УправтодорКоми», на основании доведенных Минстроем РК бюджетных ассигнований, 20.06.2022 заключило государственный контракт №0307200030622001043/2022 на выполнение работ инженерных изысканий и работ по подготовке проектной, и рабочей документации «Капитальный ремонт автомобильной дороги Койдин – Койгородок км 0+415 – км 2+093, км 2+443 – км 2+951 (обустройство)», со сроком выполнения работ по данному Контракту до 15.12.2022, в связи с невыполнением подрядной организацией работ в указанный срок, принято решение о продлении до декабря 2023 года срока выполнения данных работ. До настоящего дня Минстрой РК не доводил до ГКУ РК «УправтодорКоми» планы проведения работ по обустройству стационарного электрического освещения и тротуаров на участке км 0+415 – км 2+093, км 2+443 – км 2+951 автомобильной дороги «Койдин - Койгородок». То есть, со стороны ГКУ РК «УправтодорКоми» предприняты надлежащим образом действия по исполнению решения суда. Ограниченность бюджетного финансирования предопределяет наличие объективных причин и отсутствие вины юридического лица в неисполнении решения суда в установленный срок, что является, в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Возражений на жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление по делу об административном правонарушении, от должностного лица административного органа, вынесшего постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, в суд не поступало.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.1.1 КоАП РФ). При этом, в силу ст.118 (ч.ч.1, 2), ст.123 (ч.3) Конституции Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется судом на основании принципов состязательности и равноправия сторон.
Главы 25, 29, 30 КоАП РФ определяют права и обязанности участников производства по делу об административных правонарушениях, порядок рассмотрения жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях. Следовательно, их положения составляют основу процедурного механизма производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст.25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.25.5 КоАП РФ, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении, допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл.25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем, при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
В соответствии с ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ст.24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, в производстве которого находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.
В силу п.6 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, разрешаются заявленные ходатайства.
На основании п.п.2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, устанавливается явка лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Рассмотрев, в порядке ст.24.4 КоАП РФ, п.6 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, заявленное защитником юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья, на основании ст.ст.25.1, 25.4 КоАП РФ, при наличии данных о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, определил: Заявленное ходатайство защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, удовлетворить, продолжить рассмотрение жалобы защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, <данные изъяты>
Кроме того, при наличии данных о надлежащем извещении должностного лица административного органа, вынесшего в отношении указанного юридического лица постановление по делу об административном правонарушении, в отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья, в соответствии с п.п.2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, определил: Продолжить рассмотрение жалобы защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Щербатых Д.Г. на постановление должностного лица №36/23/11012-АП от 27.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отсутствие начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК Турышева А.В., неявка которого не является препятствием для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дел, исследовав иные доказательства, судья приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание и административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании п.п.2, 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, устанавливается факт явки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело.
Тогда как доказательств надлежащего извещения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о рассмотрении ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК 27 апреля 2023 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении указанного юридического лица, по результатам которого должностным лицом данного административного органа начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК Турышевым А.В. вынесено постановление №36/23/11012-АП о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности с назначением административного наказания административного штрафа в размере 30 000 рублей, материалы дела не содержат, поскольку, согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению № от 18.04.2023, юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» извещено административным органом, в производстве которого находилось данное дело, ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК, о месте и времени (27.04.2023 с 11.00 часов Республика Коми, Койгородский район, с.Койгородок, ул.Советская, д.45) составления протокола, а не рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с разъяснением ст.28.2 КоАП РФ («Протокол об административном правонарушении») последствий неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии у должностного лица административного органа при рассмотрении 27 апреля 2023 года дела об административном правонарушении, по результатам которого начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК Турышевым А.В. вынесено постановление №36/23/11012-АП о привлечении юридического лица ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания административного штрафа в размере 30 000 рублей, данных о надлежащем извещении данного юридического лица о месте и времени рассмотрения дела, тогда как, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4, 1.6 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Указанное свидетельствует о существенном нарушении должностным лицом административного органа при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не соблюдены гарантированные ст.48 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ права юридического лица ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на защиту, и получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании вышеизложенного, постановление должностного лица начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК Турышева А.В. №36/23/11012-АП от 27.04.2023 о привлечении юридического лица ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания административного штрафа в размере 30 000 рублей, подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения судьей Сысольского районного суда РК жалобы защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Щербатых Д.Г. срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел (1 год), не истек, дело подлежит возвращению в орган, правомочный рассмотреть дело, ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по РК.
Так как изложенные обстоятельства влекут отмену постановления, то остальные изложенные в жалобе доводы защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Щербатых Д.Г., оценке не подлежат.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Койгородскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Коми Турышева А.В. №36/23/11012-АП от 27 апреля 2023 года о привлечении юридического лица Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в ОСП по Койгородскому району УФССП РФ по Республике Коми.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми или непосредственно в вышестоящий суд.
Судья Н.В. Бондаренко
копия верна