Дело №2-805/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Шеиной Е.А.
при секретаре Батаевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования «Енотаевский район», Администрации муниципального образования «Енотаевский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» о понуждении совершить определенные действия по обеспечению спортивным инвентарем,
установил:
Прокурор Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Ленинская СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район», Администрации муниципального образования «Енотаевский район» о понуждении совершить определённые действия по обеспечению спортивным инвентарём, в котором просит суд обязать МКОУ «Ленинская СОШ » администрации муниципального образования «Енотаевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований законодательства об образовании в спортивном зале здании школы, расположенным по адресу: <адрес>, а именно обеспечить оснащение следующим спортивным инвентарем: щитками футбольными, системами для перевозки и хранения мячей, стеновыми протекторами, тумбами прыжковыми атлетическими, доской навесной для гимнастической стенки, комплектом для групповых занятий (с подвижным стеллажом), обязать администрацию муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением требований законодательства об образовании в спортивном зале здании школы, расположенным по адресу: <адрес>, а именно обеспечить оснащением вышеуказанным спортивным инвентарем.
Определением судьи Енотаевуского районного суда Астраханской области от 12.12.2022г. в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу привлечено Управление образования Администрации муниципального образования «Енотаевский район».
В последующем прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит суд обязать МКОУ « Ленинская СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований законодательства об образовании в спортивном зале здании школы, расположенным по адресу: <адрес>, а именно обеспечить оснащение следующим спортивным инвентарем: щитками футбольными (15 шт.), системой для перевозки и хранения мячей, доской навесной для гимнастической стенки, комплектом для групповых занятий (с подвижным стеллажом), обязать администрацию муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением требований законодательства об образовании в спортивном зале здании школы, расположенным по адресу: <адрес>, а именно обеспечить вышеуказанным спортивным инвентарем.
Протокольным определением Енотаевского районного суда Астраханской области от 27.12.2022г. заявление прокурора Енотаевского района Астраханской области об уточнении исковых требований по настоящему гражданскому делу принято к производству суда.
В обосновании заявленных исковых требований истец указал, проведенной прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проверкой установлено, что детский спортивный зал МКОУ « Ленинская СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район» не доукомплектован спортивным оборудованием, и, как следствие, несовершеннолетние обучающиеся не имеют возможности реализовывать свой спортивный потенциал и физически развиваться, что нарушает их конституционные права на образование, гарантированные государством.
Причинами, которые способствовали нарушению действующего законодательства, является ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами образовательного учреждения, а условием, способствовавшим нарушению, является отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства.
В этой связи в адрес директора МКОУ «Ленинска СОШ » администрации муниципального образования «Енотаевский район» прокуратурой района 26.05.2022г. внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно полученному ответу на акт реагирования, устранить в полном объеме выявленные нарушения не представляется возможным в связи с недостатком финансовых средств (отсутствием лимитов), в связи с чем МКОУ « Ленинская СОШ » администрации муниципального образования «Енотаевский район» в адрес Управления образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» направлена заявка об увеличении лимитов в целях устранения нарушений.
Вместе с тем по состоянию на 30.11.2022г. вышеуказанные нарушения не устранены.
Отсутствие у образовательного учреждения и органа местного самоуправления достаточных денежных средств на осуществление мероприятий по оснащению образовательных учреждений спортивным оборудованием не освобождает от исполнения обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Основанием для предъявления данного искового заявления к образовательному учреждению и Администрации муниципального образования « Енотаевский район» Астраханской области послужило невыполнение вышеуказанных требований законодательства об образовании, что ведет к снижению уровня спортивной подготовки и физического развития несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, нарушает их права и законные интересы.
Истец- помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Чаадаев А.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «Ленинская СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район», администрации муниципального образования « Енотаевский район» Васильева Г.М., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области с учётом заявления об уточнении заявленных исковых требований признала в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Представитель соответчика Управления образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» Тлюгалиева А.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области с учётом заявления об уточнении заявленных исковых требований признала в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения МКОУ « Ленинскаяя СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район» законодательства об образовании в части укомплектованности детского спортивного зала необходимым спортивным инвентарём, в ходе которой установлено, что детский спортивный зал образовательного учреждения не доукомплектован спортивным оборудованием, и, как следствие, несовершеннолетние обучающиеся не имеют возможности реализовать свой спортивный потенциал и физически развиваться, что нарушает их конституционные права на образование, гарантированные государством.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях предусмотрено проведение предмета «Физическая культура».
Приложением № 1 к Приказу Минпросвещения России от 06.09.2022г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» утвержден Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования» (далее – Перечень).
В соответствии с вышеуказанным Перечнем спортивный зал данного образовательного учреждения должен иметь следующую комплектацию соответственно: защитную сетку на окне, систему для перевозки и хранения мячей, бревно гимнастическое тренировочное, перекладину навесную универсальную, коня гимнастического прыжкового переменной высоты.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что детский спортивный зал МКОУ «Ленинская СОШ» администрации муниципального образования «Енотаевский район» не доукомплектован указанным спортивным оборудованием, и, как следствие, несовершеннолетние обучающиеся не имеют возможности реализовывать свой спортивный потенциал и физически развиваться, что нарушает их конституционные права на образование, гарантированные государством.
Причинами, которые способствовали нарушению действующего законодательства, является ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами образовательного учреждения, а условием, способствовавшим нарушению, является отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства.
В этой связи в адрес директора МКОУ « Ленинская СОШ » администрации муниципального образования «Енотаевский район» прокуратурой района 26.05.2022г. внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно полученному ответу на акт реагирования, устранить в полном объеме выявленные нарушения не представляется возможным в связи с недостатком финансовых средств (отсутствием лимитов), в связи с чем МКОУ « Ленинская СОШ » администрации муниципального образования «Енотаевский район» в адрес Управления образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» направлена заявка об увеличении лимитов в целях устранения нарушений.
Вместе с тем до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
Отсутствие у образовательного учреждения и органа местного самоуправления достаточных денежных средств на осуществление мероприятий по оснащению образовательных учреждений спортивным оборудованием не освобождает от исполнения обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее- Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Основанием для предъявления данного искового заявления к образовательному учреждению и администрации муниципального образования « Енотаевский район» Астраханской области послужило невыполнение вышеуказанных требований законодательства об образовании, что ведет к снижению уровня спортивной подготовки и физического развития несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, нарушает их права и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (15 ░░.), ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (15 ░░.), ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░.