Дело № 2-400/2019
УИД 32RS0028-01-2019-000748-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
с участием представителя истца Зайцевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области (истец) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проверке исполнения законодательства о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей на территории Воронокского сельского поселения (ответчик) установлено, что в границах поселения по адресу: <адрес>, расположен объект недвижимости – шахтный (общественный) колодец, который обеспечивает нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта и фактически является бесхозяйным, поскольку к муниципальной собственности Воронокского сельского поселения Стародубского муниципального района не относится, в реестр муниципальной собственности сельского поселения не включен, иного собственника не имеет.
21 марта 2016 г. прокурором в адрес главы Воронокского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленного нарушения. Однако до настоящего времени сельской администрацией не приняты меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного колодца, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории района. Отсутствие собственника шахтного (общественного) колодца создает как сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, так и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что может привести к загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, использующих воду в питьевых целях, а также угрозу совершения террористических актов путем сбросов в колодец отравляющих веществ, закладки взрывных устройств.
С учетом уточнения иска истец просит суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи – шахтного (общественного) колодца площадью 1,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Стародубского района Брянской области Зайцева Н.М., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в суд поступило ходатайство главы Воронокского сельского поселения Алесенко Т.М. с просьбой о рассмотрении дела без ее участия. Также в ходатайстве указано об отсутствии возражений против заявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Брянской области, в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещен, сведения о причинах неявки суду не представлены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Статьями 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены вопросы местного значения городского, сельского поселения. В частности, подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 ст. 14).
В соответствии с пунктом 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из решения Стародубского районного Совета народных депутатов от 30 ноября 2017 г. №389 «О передаче части полномочий по решению отдельных вопросов местного значения Стародубского муниципального района органам местного самоуправления Воронокского сельского поселения», соглашений от 25 декабря 2017 г. и дополнительных соглашений от 2 марта 2018 г. и 22 мая 2018 г., между администрацией Стародубского муниципального района и администрацией Воронокского сельского поселения, администрацией района администрации поселения на срок с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. переданы полномочия по решению отдельных вопросов местного значения Стародубского муниципального района, в частности, по организации в границах водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и передача из бюджета района в бюджет поселения иных межбюджетных трансферов на осуществление переданных полномочий.
В соответствии с. ч. ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что в границах Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области по адресу: <адрес>, расположен объект недвижимости – шахтный (общественный) колодец площадью 1,00 кв.м, обеспечивающий нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта.
Указанный объект к муниципальной собственности Воронокского сельского поселения Стародубского муниципального района не относится, в реестр муниципальной собственности сельского поселения не включен; также отсутствуют сведения о собственнике данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости; сведения об иных собственниках суду не представлены.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Отсутствие собственника указанного шахтного колодца создает сложности в техническом обслуживании объекта, а также может привести к чрезвычайной ситуации – загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, созданию угрозы причинения вреда здоровью граждан, использующих воду для питья, а также угрозы террористических актов путем сброса в колодец отравляющих веществ.
Таким образом, непринятие ответчиком мер по устранению данного нарушения затрудняет нормальное и безопасное содержание колодца.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению ответчиком указанной обязанности, суду не представлено.
Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет, является разумным для совершения указанных действий.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры – удовлетворить.
Обязать администрацию Воронокского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области в порядке, установленном действующим законодательством, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи – шахтного (общественного) колодца площадью. 1,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2019 г.