Дело № 2-166/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 20 августа 2020 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Поповой А.А., с участием:
старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. к наслежной администрации муниципального образования «Туобуйинский наслег» о возложении обязанностей по проведению мероприятий по оснащению объектов подключенных к системам централизованного теплоснабжения, приборами учета тепловой энергии и введению их в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района обратился в суд с иском к наслежной администрации муниципального образования «Туобуйинский наслег» (далее по тексту - администрация МО «Туобуйинский наслег») с вышеизложенными требованиями указав, что во исполнение указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия), прокуратурой Верхневилюйского района была проведена проверка соблюдения организациями Верхневилюйского района требований законодательства об энергосбережении. В ходе прокурорской проверки установлено, что здания администрации МО «Туобуйинский наслег» и музея села Туобуйа, которые подключены к системам централизованного теплоснабжения, в нарушение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не оснащены приборами учета тепловой энергии. Поскольку необходимость установки приборов учета тепловой энергии обусловлена требованиями федерального законодательства с целью экономии бюджетных средств на потребление тепловой энергии в бюджетных учреждениях, а также обеспечения учета тепловой энергии, бездействием ответчика нарушены интересы Российской Федерации на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. В связи с чем прокурор в своем иске поданной в интересах Российской Федерации просит обязать администрацию МО «Туобуйинский наслег» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по оснащению объектов администрации МО «Туобуйинский наслег» подключенных к системам централизованного теплоснабжения, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение приборов в эксплуатацию.
Ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания явку своего представителя в суд не обеспечил и не известил суд об уважительности причин не явки представителя. Отзыв относительно исковых требований прокурора, а также возражения по иску не предоставил.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора Макарова И.М. заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав доводы представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии ч. 8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3-7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 261-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением, в том числе, муниципальными унитарными предприятиями.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергоснабжении. Итогам проверки установлено, что здания администрации МО «Туобуйинский наслег» и музея села Туобуйа, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, не оснащены приборами учета тепловой энергии.
25 мая 2020 года прокурором района в адрес главы МО «Туобуйинский наслег» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако представление прокурора фактически оставлено без удовлетворения, приборы учета тепловой энергии в зданиях администрации МО «Туобуйинский наслег» и музея села Туобуйа не установлены.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии ч. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено в суд доказательств подтверждающих, что указанные в иске объекты оборудованы приборами учета тепловой энергии, либо такому оснащению не подлежат, поскольку являются ветхими, аварийными, либо подлежащими сносу или капитальному ремонту.
Не оснащенность зданий администрации МО «Туобуйинский наслег» и музея села Туобуйа приборами учета используемой тепловой энергии противоречит принципам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает требования прокурора об установлении срока для исполнения решения в 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчику, а также особенностей финансирования бюджетных учреждений, является для ответчика чрезмерно коротким для исполнения, потому приходит к выводу необходимости предоставления ответчику более длительного срока для исполнения решения суда.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. – удовлетворить частично.
Обязать наслежную администрацию муниципального образования «Туобуйинский наслег» обеспечить оснащение здания администрации муниципального образования «Туобуйинский наслег» и здания музея села Туобуйа, расположенных по адресу: <адрес>, приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.А. Никифоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2020 года.