к делу № 5-1042/2022
УИД № 23RS0040-01-2022-007617-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 ноября 2022 года город Краснодар
Судья Первомайского районного суда г. Краснодара Кожевников В.В., рассмотрев поступивший из отдела полиции (Центральный округ) УМВД РФ по г. Краснодару дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, в отношении Чайкиной Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Первомайского районного суда г. Краснодара от 07.09.2022 года Чайкина Е.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.
Решением Краснодарского краевого суда от 03.11.2022 года постановление Первомайского районного суда г. Краснодара от 07.09.2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
15.11.2022 года в Первомайский районный суд г. Краснодара поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, в отношении Чайкиной Е.А.
Норма статьи 29.1 КоАП РФ предписывает судье, органу, должностному лицу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выяснить имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении №18-148601, 04.09.2022 года в вечернее время суток Чайкина Е.А., находясь в общественном месте напротив дома №5 по ул. Колхозная в г. Краснодаре, нарушала общественный порядок, выражалась нецензурной бранью, на замечания не реагировала, в связи с чем в её действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.
По части 1 статьи 20.1 КоАП РФ, наступает ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательств подтверждающих виновность Чайкиной Е.А. полицией были предоставлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении № 18-148601 от 06.09.2022 года, составленный уполномоченным участковым полиции ОУУПП и ДН отдела полиции (ЦО) УМВД России по г. Краснодару ФИО3;
- рапорта полицейских ОУУПП и ДН отдела полиции (ЦО) УМВД УМВД России по г. Краснодару ФИО3 и ФИО4;
- отобранное уполномоченным участковым полиции ОУУПП и ДН УМВД России по г. Краснодару ФИО3 письменное объяснение свидетеля ФИО5;
- отобранное полицейским ОБППСП УМВД России по г. Краснодару ФИО6 письменное объяснение свидетеля ФИО7;
- письменные объяснения ФИО8 и ФИО9;
- копией протокола принятия устного заявления ФИО10 о преступлении от 02.09.2022 года.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ доказательства должны быть получены с соблюдением требований закона.
Исходя из вышеуказанной нормы, протокол об административном правонарушении должен соответствовать требования статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Также, согласно статье 25.6 КоАП РФ в ходе производства по делу свидетель должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Суд усматривает, что представленные полицией протокол об административном правонарушении и письменные объяснения свидетелей были составлены с нарушениями требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к производству по делу.
Так, в нарушении статей 25.6 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении № 18-148601 от 06.09.2022 года не указаны опрошенные полицейскими отдела полиции (ЦО) УМВД России по г. Краснодару свидетели, их адреса, отсутствует их подпись в графе о разъяснении им прав и обязанностей; в письменных объяснениях, отобранных полицейским отдела полиции (ЦО) УМВД России по г. Краснодару ФИО3, свидетелям не разъяснена ответственность за дачу заведомо ложных показаний, в письменных объяснениях ФИО8 и ФИО9, также свидетелям не разъяснена ответственность за дачу заведомо ложных показаний, не указано, кем указанные объяснения отобраны.
Указанные недостатки ставят под сомнение обстоятельства, которые были сообщены ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО11
Кроме того, в предоставленных полицией рапортах отсутствует информация, позволяющая идентифицировать свидетелей рассматриваемого события.
Также суд учитывает, что на основании статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, либо сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из материалов дела, протокол об административном правонарушении был составлен на основании сделанных 06.09.2022 года сообщений физических лиц о совершенном 04.09.2022 года административном правонарушении.
Приказом МВД России от 29.08.2014 года № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – Инструкция), согласно пунктам 2, 2.1, 2.1.2, 2.2 и 2.2.2 которой установлено, что в территориальных органах МВД России осуществляются прием, регистрация и разрешение письменных и устных заявлений об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение N 1 к настоящей Инструкции) и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
Пунктом 14.1 Инструкции на сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) об административном правонарушении, возложена обязанность незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП.
В нарушении указанных требований Инструкции и статьи 28.1 КоАП РФ суду не предоставлено зарегистрированное в надлежащем порядке поступившее 06.09.2022 года в отдел полиции сообщение физических лиц о совершенном 04.09.2022 года Чайкиной Е.А. административном правонарушении.
Предоставленная копия протокола принятия устного заявления ФИО10 о преступлении от 02.09.2022 года содержит сведения об ином событии, не связанном с инкриминируемым Чайкиной Е.А. действием.
В качестве опровержения предъявленного обвинения Чайкина Е.А. представила доказательства нахождения 04.09.2022 года в ином месте, не связанном с домом по ул. Колхозная, 5 в г. Краснодаре.
Местоположение Чайкиной Е.А. 04.09.2022 года зафиксировано с помощью приложения «Умный дом», позволяющего на основании данных геолокации определить местоположение пользователя.
Приложение «Умный дом» сопряжено с используемым Чайкиной Е.А. номером мобильного телефона.
Выявленные обстоятельства в совокупности с имеющимися недостатками в материалах, представленных стороной обвинения, ставят под сомнения предоставленные сотрудниками полиции доказательства, а согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Иных доказательств, отражающих полноту произошедших 04.09.2022 года около 23.55 часов напротив дома №5 по ул.Колхозная в г. Краснодаре событий, суду предоставлено не было.
При изложенных обстоятельствах, у суда имеются неустранимые сомнения в причастности к инкриминируемым ей действиям, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются судом в пользу этого лица.
С учётом имеющихся противоречий в материалах дела, отсутствия допустимых доказательств совершения Чайкиной Е.А. вменяемого в её вину деяния, суд считает событие административного правонарушения не установленным.
В соответствии с части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются отсутствие события административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии указанных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 20.1 КоАП РФ, в отношении Чайкиной Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отсутствием события административного правонарушения - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Кожевников В.В.