Дело № 12-63/2021
Судья Евстафьев В.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 марта 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Айги Анны Геннадьевны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Айги Анны Геннадьевны,
установил:
30 января 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОП № 1 Управления МВД России по г. Чебоксары в отношении Айги А.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года Айги А.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Айги А.Г. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что 30 января 2021 года она незаконно была задержана сотрудниками полиции, протокол об административном правонарушении по событиям от 29 августа 2020 года составлен спустя 154 дня, а не незамедлительно.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Айги А.Г., извещенной надлежащим образом прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу частей 4, 5 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия, при этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых проспект Ленина и Площадь Республики г. Чебоксары не отнесены.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Как усматривается из представленных материалов и обстоятельств дела, установленных судьей районного суда, 29 августа 2020 года в 16 часов 00 минут Айги А.Г., находясь на площади Республики, возле <адрес>, зная о несогласованном в установленном порядке с органами местного самоуправления г. Чебоксары места и времени публичного мероприятия, с использованием сборно-разборной конструкции и плаката <данные изъяты>» приняла участие в несогласованном в установленном порядке с органами местного самоуправления г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требование статей 5,17 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 30 января 2021 года (л.д. 6), рапортами сотрудников полиции (л.д. 16,21,22), представленным фото-видеоматериалом (л.д. 14, 17), письмом администрации г. Чебоксары от 24 августа 2020 года (л.д. 24), протоколами об административном задержании и о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 30 января 2021 года (л.д.7, 8), иными.
По результатам рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении судья районного суда установил, что Айги А.Г. являлась не организатором, а участником несогласованного публичного мероприятия, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении публичного мероприятия не реагировала, в связи с чем квалифицировал её действия по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда о виновности Айги А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, основаны на положениях Кодекса и Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Представленные в материалы дела видеозаписи очевидно указывают на участие Айги А.Г., находившейся с плакатом тематического содержания, в несогласованном публичном мероприятии, которое продолжалось несмотря на предпринимаемые сотрудниками правоохранительных органов конкретные действия по прекращению публичного мероприятия и восстановлению общественного порядка.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств и доказательств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Довод заявителя о проведении публичного мероприятия в поддержку кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов не может быть принят во внимание, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, статьи 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» условием проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий является соблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка организации и проведения публичных мероприятий.
Согласиться с мнением заявителя о нарушении прав на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Частью 3 статьи 17 Закона о публичных мероприятиях предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе с учетом принимаемых государством мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
С учетом изложенного, ответственность за участие в публичном мероприятии, проводимом с нарушением требований Закона о публичных мероприятиях в отсутствии согласования указанного мероприятия с администрацией города при наличии запрета, введенного распоряжением Главы Чувашской Республики от 18.03.2020 № 113-рг связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), не свидетельствует о нарушении прав заявителя на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Доставление в отдел полиции как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в 15 часов 07 минут 30 января 2021 года и административное задержание в ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары в период с 17 часов 20 минут 30 января 2021 года до 6 часов 57 минут 31 января 2021 года, в ОП № 4 УМВД РФ по г. Чебоксары в период с 7 часов 10 минут 31 января до 11 часов 5 минут 1 февраля 2021 года обоснованно применены к Айги А.Г. уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в соответствии со статьями 27.2, 27.3 КоАП РФ, срок административного задержания соблюден в соответствии с частью 4 статьи 27.5 КоАП РФ.
В данном случае материалы дела об административном правонарушении объективно свидетельствуют о наличии действительной необходимости применения к Айги А.Г. указанных мер обеспечения производства по возбужденному делу об административном правонарушении, предусматривающем административный арест, соразмерной конституционно значимым целям охраны правопорядка и общественной безопасности.
При этом необходимо отметить, что в случае допущенных в ходе применения мер обеспечения производства по делу нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, допустивших такие нарушения, могут быть оспорены Айги А.Г. либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы протокол № 893 от 30 января 2021 года об административном правонарушении, подписанный 30 января 2021 года Айги А.Г. без каких – либо замечаний, соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и является допустимым доказательством по делу. Доводы заявителя о его фальсификации ничем объективно не подтверждены.
Довод жалобы, указывающий на то, что протокол об административном правонарушении по событиям, произошедшим 29 августа 2020 года, составлен 30 января 2021 года, подлежит отклонению.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Айги А.Г. в пределах санкции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Постановление о привлечении Айги А.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено по итогам рассмотрения дела с личным участием Айги А.Г. с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Айги Анны Геннадьевны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев