Дело № 2-139/2024 г.
УИД: 46RS0022-01-2024-000127-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Солнцево Курской области 8 апреля 2024 года
Солнцевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костюковой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Авакян Е.С.,
с участием представителя истца Михеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области к администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области, в котором просит суд обязать администрацию муниципального образования «Зуевский сельсовет» Солнцевского района Курской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для прохождения профессионального обучения в области охраны окружающей среды.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Солнцевского района по поручению прокуратуры Курской области от 10.01.2024 № 7/2-06-2024 проведена проверка исполнения законодательства в сфере экологической безопасности в части прохождения обучения в области охраны окружающей среды ответственными лицами учреждений и организаций, расположенных на территории Солнцевского района Курской области. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в результате деятельности Администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района образуются отходы производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе твердые бытовые отходы; мусор от уборки территории и пр. Складирование указанных отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания размещения должно осуществляться в соответствии с требованиями статей 14.1 и 14.2 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 9, 10 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем такая деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В Администрации назначено лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, вопреки требованиям статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, лицо Администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В судебном заседании заместитель прокурора Солнцевского района Курской области Михеева Е.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд обязать Администрацию муниципального образования «Зуевский сельсовет» Солнцевского района Курской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для прохождения профессионального обучения в области охраны окружающей среды.
Представитель ответчика - администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области Стрекалова М.А. в судебное заседание не явилась, возражений по существу иска не представила.
Выслушав заместителя прокурора Солнцевского района Курской области Михееву Е.Н., поддержавшую заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Согласно части 1 статьи 39 и части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 2,3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно статье 73 Федерального закона № 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Таким образом, данное правовое регулирование, будучи направленным на реализацию законодательства в области охраны природной среды и здоровья человека закрепляет общеобязательные требования для всех лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия.
При этом, исходя из смысла статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в результате деятельности Администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района образуются отходы производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе твердые бытовые отходы; мусор от уборки территории и пр. Складирование указанных отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания размещения должно осуществляться в соответствии с требованиями статей 14.1 и 14.2 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 9, 10 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем такая деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В Администрации назначено лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Однако, вопреки требованиям статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, лицо Администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, руководство Администрации Зуевского сельсовета не принимает мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Солнцевского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Зуевский сельсовет» Солнцевского района Курской области обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для прохождения профессионального обучения в области охраны окружающей среды.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 12 апреля 2024 года.
Председательствующий судья Н.С. Костюкова