Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-563/2020 ~ М-591/2020 от 10.06.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 года                                          г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Солдатовой М.С.,

при секретаре Паньшиной И.А.,

с участием

истца Комаровой О.В.,

представителя ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Шушлебиной М. Ю.,

представителя ответчика отдела социальной защиты населения по Алексинскому району- начальника отдела Хомяковой Н. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-563/2020 по иску Комаровой О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», филиалу отдела социальной защиты населения по Алексинскому району о признании права на государственную социальную помощь на основании социального контракта, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь на основании социального контракта,

установил:

Комарова О.В., уточнив заявленные исковые требования, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», филиалу отдела социальной защиты населения по Алексинскому району о признании права на государственную социальную помощь на основании социального контракта, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь на основании социального контракта.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ее <данные изъяты>

Ссылалась на то, что <данные изъяты> полагает, что вправе претендовать на оказание государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта.

По ее обращениям в министерство труда и социальной защиты <данные изъяты> области по вопросу заключения социального контракта (соглашения) в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», ей было отказано в заключении социального контракта.

По результатам обращения истца в отдел социальной защиты населения по Алексинскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области, Комаровой О.В. также получен отказ в заключении социального контракта (соглашения).

Истец считает, что указанные отказы являются незаконным, нарушают права и законные интересы ее и членов ее семьи.

На основании изложенного истец просит признать за ней право на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии со ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области»; обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить ей государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии со ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области».

В судебном заседании:

Истец Комарова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что <данные изъяты>

Представитель истца в порядке ст. 53 ГПК РФ Легостаев В. А. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Шушлебина М. Ю. возражала относительно заявленных требований, пояснила, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается <данные изъяты> Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512, которым утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, указала, что истец Комарова О.В. неоднократно обращалась с заявлениями о назначении государственной социальной поддержки на основании социального контракта, ввиду чего ей (истцу) разъяснялось, что для определения права ее семьи на данную меру социальной поддержки, ей необходимо было обратиться с заявлением в ОСЗН по Алексинскому району или МФЦ с пакетом документов. Однако до настоящего времени Комарова О.В. с данным заявлением и необходимым пакетом документов в адрес ответчика не обращалась, а потому отказа в заключении социального контракта не было. Пояснила, что Комаровой О.В. неоднократно в устной форме разъяснялись все основания для заключения социального контракта. Ввиду изложенного, полагала, что заявленные Комаровой О. В. исковые требования являются необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика отдела социальной защиты населения по Алексинскому району- начальник отдела Хомякова Н. Е. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что социальный контракт не мог быть заключен, ввиду того, что истцом не был представлен необходимый для этого пакет документов. Ранее Комаровой О.В. были даны устные разъяснения относительно порядка предоставления такого рода государственной социальной помощи. Также пояснила, что размер социальной помощи невозможно будет рассчитать, <данные изъяты>

В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя истца.

Заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в состав семьи Комаровой О.В. помимо истца входят <данные изъяты>.

С целью заключения социального контракта, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел социальной защиты населения по Алексинскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в целях <данные изъяты>

Из ответа начальника отдела социальной защиты населения по Алексинскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» Хомяковой Н.Е. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом исполнительной власти области, проводящим на территории области государственную политику в сфере социальной защиты населения, и в соответствии с которым орган исполнительной власти области по социальному развитию обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом исполнительной власти области по социальному развитию совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. В <данные изъяты> области целью социального контракта является обеспечение семьи (гражданина) постоянным источником дохода путем трудоустройства либо назначения пенсии, а вышеуказанная программа социальной адаптации составляется из конкретных мероприятий, направленных на достижение цели социального контракта.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В связи с обращением Комаровой О.В., поступившим из прокуратуры <данные изъяты> области, ДД.ММ.ГГГГ министерство труда и социальной защиты <данные изъяты> области сообщило, что <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ министр труда и социальной защиты <данные изъяты> области ФИО1, рассмотрев обращение Комаровой О.В., поступившее от депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО2, по вопросу несогласия с размером заработной платы, а также действиями работодателя, сообщил следующее. <данные изъяты> Начисление заработной платы работникам учреждения осуществляется в соответствии с постановлением администрации МО г. Алексин от 06.11.2018 № 2350 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников муниципальных организаций города Алексина, осуществляющих образовательную деятельность». На основании указанного постановления приказом по учреждению от 29.08.2019 № 46-А были утверждены следующие Положения: «Об условиях оплаты труда работников Учреждения», «О выплатах стимулирующего характера работникам Учреждения», «Об установлении персонального повышающего коэффициента работникам Учреждения», «О выплатах компенсационного характера». <данные изъяты>

Полагая право на государственную социальную помощь на основании социального контракта наличествующим, Комарова О. В. обратилась в суд с требованием о принудительном признании за ней права социальную помощь данного вида.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).

Объем, размер и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки определены законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу положений ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) - семья (одиноко проживающий гражданин), имеющая (имеющий) по не зависящим от нее (него) причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области.

Размер государственной социальной помощи определяется в пределах суммы разностей между величинами прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения и доходами каждого члена малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год. При этом размер государственной социальной помощи не может быть менее 300 рублей на каждого члена малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, за исключением социальной доплаты к пенсии. Порядок выплаты государственной социальной помощи устанавливается правительством Тульской области (ст. 4 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области»).

Согласно ч. 1 ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа исполнительной власти области по социальному развитию при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (ежемесячное социальное пособие, выплачиваемое в период действия социального контракта); срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта (ч. 2 ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области»).

В соответствии с ч. 3 ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Изложенное опровергает довод стороны ответчиков о том, что государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть оказана исключительно в целях поиска работы, поскольку такой поиск является одним из возможных мероприятий, необходимых для стимулирования активных действий предусмотренной действующим законодательством категории граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, наравне, в частности, таким мероприятием как прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Комаровой О.В. (обучающийся) заключен договор об образовании на обучение по образовательным программа высшего образования , из условий которого следует, что исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а обучающийся обязуется оплатить обучение по образовательной программе «<данные изъяты>», бакалавриат по заочной форме обучения, срок освоения образовательной программы на момент подписания договора составляет ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главным бухгалтером <данные изъяты> следует, что стоимость обучения Комаровой О.В. в данном образовательном учреждении по договору об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования от ДД.ММ.ГГГГ составила на <данные изъяты>. Комаровой О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была произведена оплата стоимости обучения в размере <данные изъяты>

Согласно справке , выданной Комаровой О.В. отделом социальной защиты населения по Алексинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, среднедушевой доход семьи на ДД.ММ.ГГГГ согласно предоставленным документам, составляет <данные изъяты>

Из справки , выданной Комаровой О.В. отделом социальной защиты населения по Алексинскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднедушевой доход семьи на <данные изъяты>

Постановлением главы администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ семья Комаровой О. В. также признана малоимущей.

Суд полагает необходимым учесть, что при обращениях к ответчикам истец ссылалась на необходимость государственной социальной помощи на основании социального контракта именно ввиду получения ею дополнительного профессионального образования.

Вопреки доводам стороны ответчика, основанием для отказа в заключении с Комаровой О. В. социального контракта стало <данные изъяты>.

Вместе с тем, поскольку семья истца <данные изъяты>, Комарова О. В. желает получить социальную помощь в целях <данные изъяты>, то есть наличествуют условия, изложенные в ч. 1 ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», суд полагает, что Комарова О.В., <данные изъяты>, имеет право на государственную социальную помощь на основании социального контракта, ввиду чего исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Довод стороны ответчика о невозможности произвести расчет размера социальной помощи Комаровой О.В. суд полагает несостоятельным, учитывая, что в силу положений ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, при этом Комаровой О. В. на разрешение суда был заявлен спор о наличии или отсутствии у нее как такого права на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Комаровой О.В. удовлетворить.

Признать за Комаровой О.В. право на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии со ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области».

Обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Комаровой Ольге Викторовне государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии со ст. 4-1-1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 августа 2020 года.

    Председательствующий <данные изъяты>                М. С. Солдатова

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

2-563/2020 ~ М-591/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комарова Ольга Викторовна
Ответчики
Филиал Отдел социальной защиты населения по Алексинскому району
Суд
Алексинский межрайонный суд Тульской области
Судья
Солдатова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
aleksinsky--tula.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Подготовка дела (собеседование)
15.07.2020Подготовка дела (собеседование)
15.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.07.2020Предварительное судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020Дело оформлено
08.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее