№ 2- 2246/2022
УИД 59RS0035-01-2022-003006-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 28 октября 2022 года
Соликамский городской суд Пермского края
под председательством судьи Новиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием истца Киселева Е.Е.,
представителя истца Киселевой Т.В.,
представителя ответчика Цапановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Киселева Е.Е. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о включении в страховой стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Киселев Е.Е. обратился в Соликамский городской суд Пермского края с учетом уточненного искового заявления с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, о включении в страховой стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии.
В обоснование иска истец указал, что <дата> им подано заявление в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края о досрочном назначении пенсии с учетом работы по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которыми пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Решением от <дата> № истцу было отказано в назначении пенсии, так как по мнению ответчика не имеется 30 лет медицинского стажа.
Пенсионный орган установил, что истец подтвердил 27 лет 5 месяцев и 24 дня медицинского стажа.
Отказано во включении в медицинский стаж следующих периодов работы: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> (27 дней) - курсы повышения квалификации в должности врача Муниципального медицинского учреждения «Соликамская городская станция скорой медицинской помощи»;
с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности фельдшера Городской станции скорой медицинской помощи;
<дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> - <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> - донорские дни.
Также не включен в специальный стаж в льготном исчислении период с <дата> по <дата> в должности врача-интерна Кыновской участковой больница.
Истец полагает отказ во включении данных периодов незаконным.
Первый спорный период подлежит включению в связи с тем, что за это время за Киселевым Е.Е. в связи с тем, что в это время за ним сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд. Это же утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.03.2021 г. № 322.
Второй период (работа в муниципальном предприятии «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», фельдшер) подлежит включению в специальный льготный стаж, т.к. в Пермском крае в период с 1990 г. по настоящее время медицинские учреждения неоднократно переименовывались. В спорный период Городская станция скорой медицинской помощи оставалась лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь населению <...>. Несмотря на переименование лечебного учреждения в муниципальное предприятие «Городская станция скорой медицинской помощи», цели, задачи, функции, характер медицинских услуг, источники финансирования, подчиненность учреждения не менялись, следовательно, наименование лечебного учреждения как муниципальное предприятие на оценку пенсионных прав истца не влияет и не является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Из архивной справки, выданной ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи», следует, что Пермская станция скорой медицинской помощи с момента создания (в 1911 году) по настоящее время является лечебно-профилактическим учреждением.
Третий период - донорские дни. Донорские дня являются периодами работы с сохранением рабочего места, средней заработной платы, начислением страховых взносов в ПФР. В связи с чем подлежат включению в специальной стаж работы, который дает право на досрочное назначение пенсии. На этот счет имеется судебная практика.
Четвертый период <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении 1.3 (один год работы как за один год и три месяца), т.е. в указанный период времени работал в сельской местности в должности и учреждении, предусмотренном Постановлением №. Это подтверждается архивной справкой ГБУЗ ПК «Городская больница Лысьвенского городского округа», а также справкой, выданной Кыновским территориальным управлением Лысьвенского городского округа. Кыновская участковая больница в 1993 - 1994 годах находилась на территории поселка Кын (в настоящее время реорганизована в сельскую врачебную амбулаторию).
Кроме того, в 2020 - 2022 году работал в условиях новой коронавирусной инфекции. Периоды работы в этих условиях, согласно действующему законодательству, засчитываются как день за 2 дня.
Если включить вышеназванные спорные периоды в стаж истца для назначения страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», то дана наступления права на досрочную пенсию будет в 2021 г.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований истец просит обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
<дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> - <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>;
период с <дата> по <дата> считать в льготном исчислении 1,3 и назначить пенсию с <дата>
В судебном заседании истец Киселев Е.Е. на иске настаивает.
В судебном заседании представитель истца Киселева Т.В., действующая на основании устного ходатайства, доводы искового заявления поддерживает.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Пермскому краю Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражает.
В судебное заседание представитель привлеченного определением Соликамского городского суда Пермского края от <дата> ГБУЗ ПК «Станция скорой медицинской помощи <...>» не явился, о дате судебного заседания извещался надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В судебное заседание представитель привлеченного протокольным определением Соликамского городского суда Пермского края от 07.10.2022 года Пермской станции скорой медицинской помощи» не явился, о дате судебного заседания извещался надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав участников процесса, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Для установления страховой пенсии по старости в 2022 года требуемая величина ИПК не ниже 23,4 согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ.
С 01.01.2019 г. предусмотрены повышение сроков назначения пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 20 части 1, части 2 статьи 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, в правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионного обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Аналогичное правило было предусмотрено ст.187 ТК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу ст.167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п.5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что <дата> Киселева Е.Е., <дата> года рождения, обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда по Пермскому краю (до реорганизации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Соликамску и Соликамскому району Пермского края) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости с учетом работы по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ «О страховых пенсиях».
По представленным документам пенсионным органом засчитан стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. на <дата> - 27 лет 5 месяцев 24 дня.
Пенсионным органом при рассмотрении заявления Киселева Е.Е. не включены в специальный стаж периоды - курсы повышения квалификации в должности врача Муниципального медицинского учреждения «Соликамская городская станция скорой медицинской помощи»;
также не включены дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха во время работы врача Муниципального медицинского учреждения «Соликамская городская станция скорой медицинской помощи»;
не включен период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> работы фельдшером в муниципальном предприятии «Пермская городской станция скорой медицинской помощи;
не включен в специальный стаж в льготном исчислении период с <дата> по <дата> в должности врача-интерна Кыновской участковой больница и решением от <дата> отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
В период с <дата> истец Киселев Е.Е. продолжил работу в должности врача скорой медицинской помощи <...>», в том числе в условиях новой коронавирусной инфекции.
С учетом текущих изменений в стаже трудовой деятельности истца судом проверено возникновение права истца на досрочное назначение пенсии по состоянию на дату рассмотрения дела Соликамским городским судом.
Согласно сведениям работодателя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <...> «Станция скорой медицинской помощи <...>» за периоды повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, дней сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дней отдыха, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, сохранялось рабочее место Киселева Е.Е. и сохранялась его средняя заработная плата, до и после повышения квалификации, использования дней сдачи крови и ее компонентов и предоставленных в связи с этим дней отдыха истец осуществлял лечебную деятельность в лечебном учреждении. При этом <дата> донорским днем не является.
Исходя из вышеприведенных норм закона, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, усовершенствовании, служебных командировках по поручению работодателя являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации, усовершенствовании, служебных командировках приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, служебные командировки, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч.1, 2 ст.196 ТК РФ, ст.100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
В связи с тем, что за время нахождения истца на курсах повышения квалификации, за ним сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, данные спорные периоды подлежали включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от <дата> N 59-О-О, в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Сохранение за работником среднего заработка в день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха также означает, что работнику за указанные дни выплачивается заработная плата. Следовательно, на указанные выплаты должны начисляться страховые взносы.
С учетом системного толкования положений трудового законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха также подлежат включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности, поскольку в дни сдачи крови за работником сохранялась средняя заработная плата, а предоставляемые в связи с этим дни отдыха могли быть присоединены к очередному отпуску, так как время нахождения в очередном отпуске и время, когда за работником сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд, подлежат включению в специальный стаж.
Согласно имеющимся в пенсионном органе сведениям, в период с <дата> по дату рассмотрения дела истец осуществляет в Соликамской городской станции скорой медицинской помощи лечебную деятельность, которая за отвлечением донорских дней и курсов повышения квалификации, учтена как льготный стаж по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, таким образом и периоды повышения квалификации и дней сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дней отдыха подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Также необоснованно отказано истцу в льготном исчислении периода работы с <дата> по <дата> (один год работы как за один год и три месяца) в должности врача-интерна Кыновской участковой больнице, которая расположена в сельской местности, что подтверждается архивными справками.
Одновременно, разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности фельдшера в Муниципальном предприятии «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», суд приходит к выводу о правомерности решения пенсионного органа в части отказа включить в специальный страховой стаж истца указанного периода и признает недоказанным осуществление истцом в оспариваемые периоды времени трудовой деятельности в условиях труда, работа в которых дает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Названное предприятие по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и независимо ни от каких доводов не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
В данном случае стаж работы истца недопустимо подтверждать описанием стороной истца характера работы, общими архивными справками характера работы, подтверждение со стороны третьего лица о реорганизациях, суд не принимает их во внимание.
Судом не установлено и суду не представлено доказательств, что работодателем, в том числе исходя из сферы деятельности, допущено какое-либо бездействие, ошибка в возможности подтверждения льготного характера работы истца.
Пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы, обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных систем оплаты труда и премирования, работы постоянной работы непосредственно именно в учреждении здравоохранения.
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионное обеспечение носит индивидуальный характер и устанавливается каждому гражданину персонально, исходя из документов и обстоятельств конкретного лица.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.
Таким образом, суд учитывает то обстоятельство, что никакими относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден факт того, что истец работал фельдшером в Муниципальном предприятии «Пермская станция скорой медицинской помощи именно в льготных условиях труда в том учреждении, которые бы давали ему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем установлено, что с учетом включения спорных, за исключением работы в муниципальном предприятии, периодов, в том числе периодов работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, у истца возникло право на досрочное назначение пенсии по старости с <дата>, что стороной истца мотивированно не оспорено.
При указанных обстоятельствах суд полагает исковое заявление Киселева Е.Е. подлежащим удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Киселева Е.Е. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включить в страховой стаж Киселева Е.Е. периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, период с <дата> по <дата> считать как 1 год 3 месяца за 1 год работы, и назначить досрочно страховую пенсию по старости с <дата>.
В остальной части исковые требования Киселева Е.Е. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 02 ноября 2022 года.
Председательствующий Новикова Н.С.