Дело № 5-2288/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 декабря 2020 года город Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Буджаева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аршиева Давида Цеценовича, родившегося ДД.ММ.ГГ года в <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, работающего водителем в ИПА «Элистагорстранс», неженатого, зарегистрированного и проживающего по адресу: <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
07 декабря 2020 года ведущим специалистом-экспертом ТО «Центральный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Лиджиевой Т.Н. составлен протокол №121/07 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аршиева Д.Ц., согласно которому 12 ноября 2020 года в 10 час. 50 мин., а также 21 ноября 2020 года в 14 час. 15 мин. при осуществлении проверки по адресу: <данные изъяты> – участковым уполномоченным полиции Управления МВД России по г.Элисте ФИО1 установлено, что гражданин Аршиев Д.Ц., состоящий на изоляции, в указанное время отсутствовал по месту жительства.
08 декабря 2020 года материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
В судебном заседании Аршиев Д.Ц. вину в совершении административного правонарушения признал, просил производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Пояснил, что 12 ноября 2020 года при проверке участковым уполномоченным его мать ошибочно сообщила, что он уехал в аптеку, в то время как он находился на соседнем принадлежащем ему участке по адресу: <данные изъяты>, где занимался ремонтом автомашины. 21 ноября 2020 года он был вынужден выехать в городскую поликлинику, чтобы забрать больничный лист.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист-эксперт ТО «Центральный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Лиджиева Т.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Суд в силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участника процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из материалов дела, 03 ноября 2020 года в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nСоV, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, Главным государственным санитарным врачом по Республике Калмыкия вынесено постановление № 8257 об изоляции лиц, бывших в контакте с больным инфекционным заболеванием для проведения обязательного медицинского осмотра и наблюдения, согласно которому по данным эпидемиологического расследования от 03 ноября 2020 года, проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» по факту выявления больного с лабораторно подтвержденным результатом на COVID-19, установлены лица, имевшие контакт с указанным больным согласно Приложению №1 к постановлению.
Согласно Приложению №1 к постановлению № 8257 от 03.11.2020г. среди контактных лиц поименован Аршиев Д.Ц. с установленным периодом изоляции со 02 по 15 ноября 2020 года.
08 ноября 2020 года Главным государственным санитарным врачом по Республике Калмыкия по итогам эпидемиологического расследования от 08 ноября 2020 года вынесено аналогичное постановление № 8507 об изоляции Аршиева Д.Ц., как лицо, бывшее в контакте с больным с лабораторно подтвержденным результатом на COVID-19.
Согласно Приложению №1 к постановлению № 8507 от 08.11.2020г. Аршиеву Д.Ц. установлен период изоляции с 08 по 21 ноября 2020 года включительно.
Из содержания постановления № 8507 следует, что контактным в соответствии со списком (Приложение №1) надлежало находиться в режиме изоляции в течение 14 дней с даты последнего контакта с больным коронавирусной инфекцией под непрерывным медицинским наблюдением по месту проживания, согласно Приложению №1, а именно, не покидать указанное помещение, в том числе, не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами; также соблюдать санитарно-эпидемиологический режим, а именно, дважды в сутки измерять температуру тела и составлять температурный лист в письменной форме, ежедневно сообщать по телефону участкового терапевта о состоянии своего здоровья; при первых признаках заболевания (повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание) позвонить в службу Скорой помощи 103 или 112 и не допускать самолечения.
Указанное постановление содержало предупреждение граждан об уголовной и административной ответственности, в том числе, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ.
С этим постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия от 08 ноября 2020 года № 8507 Аршиев Д.Ц. ознакомлен 10 ноября 2020 года, о чем свидетельствует его личная подпись в приложении №1 к постановлению.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Аршиева Д.Ц. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, послужили факты нарушения требования об изоляции в домашних условиях в период с 08 по 21 ноября 2020 года.
Согласно рапорту участкового уполномоченного полиции Управления МВД России по г.Элисте ФИО1 от 12 ноября 2020 года, данный участковый уполномоченный полиции на основании представленного списка и в соответствии с Приказом МВД России от 17.03.2020г. №133 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» 12 ноября 2020 года в 10 час. 50 мин. осуществил проверку по месту жительства Аршиева Д.Ц., проживающего по адресу: <данные изъяты>. Однако на момент проверки установлено отсутствие Аршиева Д.Ц. по месту жительства. В ходе проверки Аршиева К.Ф. пояснила, что Аршиева Д.Ц. нет дома, он уехал в аптеку.
Согласно рапорту участкового уполномоченного полиции Управления МВД России по г.Элисте ФИО1 от 21 ноября 2020 года, данный участковый уполномоченный полиции на основании представленного списка и в соответствии с Приказом МВД России от 17.03.2020г. №133 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» 21 ноября 2020 года в 14 час. 15 мин. осуществил проверку по месту жительства Аршиева Д.Ц., проживающего по адресу: <данные изъяты>. Однако на момент проверки установлено отсутствие Аршиева Д.Ц. по месту жительства. В ходе телефонного разговора с Аршиевым Д.Ц. последний сообщил, что его нет дома.
Согласно письменным объяснениям Аршиева Д.Ц. от 07 декабря 2020 года, 12 ноября 2020 года при проверке участковым уполномоченным его мать ошибочно сообщила, что он уехал в аптеку, в то время как он находился на соседнем принадлежащем ему участке, где занимался ремонтом автомашины. 21 ноября 2020 года он был вынужден выехать в городскую поликлинику, чтобы забрать больничный лист.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о том, что Аршиев Д.Ц., будучи контактным лицом с больным инфекционным заболеванием COVID-19, не выполнил в установленный срок выданное в отношении него в период, указанный в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное постановление главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия, а именно нарушил требования по изоляции в домашних условиях.
При таких обстоятельствах действия Аршиева Д.Ц. подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина Аршиева Д.Ц. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в настоящем судебном заседании установлена и подтверждена вышеуказанными письменными материалами дела.
Доводы Аршиева Д.Ц., изложенные в своих письменных объяснениях и в судебном заседании о наличии у него исключительных обстоятельств, вынудивших покинуть свое место проживания, связанных с необходимостью забрать больничный лист в городской больнице, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку режим изоляции был нарушен, заявитель не был лишен возможности забрать закрытый листок нетрудоспособности в иной день после окончания периода изоляции.
Приведенные Аршиевым Д.Ц. доводы не дают оснований считать, что он действовал в состоянии крайней необходимости.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ под состоянием крайней необходимости понимается причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Само по себе отсутствие общественно опасных последствий совершенного правонарушения, состав которого является формальным, не дает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. С учетом характера допущенного Аршиевым Д.Ц. нарушения выданного уполномоченным лицом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предписания об изоляции, оснований считать совершенное ею административное правонарушение малозначительным не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с нормами КоАП РФ уполномоченным лицом, содержит описание административного правонарушения, которое позволяет установить, при каких обстоятельствах и какие действия были совершены Аршиева Д.Ц., чтобы дать им правильную квалификацию по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении наказания суд учитывает личность виновного, характер совершенного правонарушения.
Совершение административного правонарушения впервые, признание вины признаются судом обстоятельствами, смягчающими ее наказание.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального административного штрафа, предусмотренного для граждан соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств, семейного и материального положения Аршиева Д.Ц., суд считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать Аршиева Давида Цеценовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 (семи тысяч пятисот) рублей.
Указанный штраф оплатить по следующим реквизитам: получатель платежа УФК по Республике Калмыкия (Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия), л/с 04051788020, р/с 401 01 810 303 49 001 0005 в Отделение – Национальный Банк по Республике Калмыкия Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение – НБ Республика Калмыкия), ИНН 0814163237, КПП 081601001, КБК 141 1 16 01061 01 00031 140 (штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), БИК 048580001, ОКТМО 85701000, УИН 141 040 800 683 0000 71 42 (обязательно указывать при заполнении бланка платежного документа).
Разъяснить Аршиеву Давиду Цеценовичу, что административный штраф должен быть уплачен им не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья С.А. Буджаева