Дело № 2-464/2024
УИД 37RS0016-01-2024-000547-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Юрьевец 01 июля 2024 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чувилиной О.В.,
с участием помощника прокурора Юрьевецкого района ФИО9,
истцов ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика ФИО10,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Юрьевецкого района Ивановской области, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Юрьевецкого муниципального района <адрес> о возложении обязанности в срок до 01.10.2024г. устранить замечания, изложенные в отрицательном заключении Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ на проект внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения <адрес> путем предоставления на согласование Проекта внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения <адрес> с приложением следующих документов:
-о местоположении лесных участков, включаемых в границы населенных пунктов,
-о целевом назначении лесов и категории защитных лесов,
- подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки, не относятся к лесопарковым или зеленым зонам,
- подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки, не представлены в пользование для осуществления рекреационной деятельности,
- о целевом назначении лесов и категории защитных лесов,
- таксационного описания участков земель лесного фонда, включаемых в границы населенного пункта,
- о наличии (отсутствии) обременений земельных участков,
- подтверждающих участие в Комиссии по определению месторасположения границ земельных участков, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов <адрес>, представителей Рослесхоза или Департамента лесного хозяйства по федеральному округу по поручению Рослесхоза,
- заключения Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, подтверждающего местоположение и площадь земель лесного фонда, имеющих пересечение с земельными участками иной категории земель,
- документов, предусмотренных ч.5.2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ,
- обоснования местоположения и площади переводимых земель лесного фонда, с указанием планируемых объектов (их характеристик), а также отсутствие иных вариантов развития населенных пунктов за счет иных категорий земель;
включить в проект предложений Комиссии по определению месторасположения границ земельных участков, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (<адрес>) земельный участок под жилым домом по адресу: <адрес>;
организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ. размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Проекта внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения <адрес> в целях перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (<адрес>).
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка доводов коллективного обращения жителей <адрес> ФИО5, ФИО2, ФИО1, принятого на личном приеме прокурора области, о нарушениях законодательства при формировании земельных участков. Проверкой установлено, что земельный участок под многоквартирным домом (в составе две квартиры) по адресу: <адрес> (собственник <адрес> ФИО6), и земельный участок по адресу: <адрес> (собственники <адрес> ФИО1 и ФИО7) в предусмотренном законом порядке не сформированы, на кадастровый учет не поставлены. Жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено ФИО8 на основании решения профкома и администрации Юрьевецкого <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. квартира приобретена у ФИО8 ФИО6 Право зарегистрировано на жилое помещение за последним ДД.ММ.ГГГГ. В жилом помещении имеют регистрацию супруга ФИО2 и её сын ФИО3 (инвалид 1 группы). Подготовленный в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. проект изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения, не соответствует требованиям ч.5.2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ. Подготовленный в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Предложения не соответствуют требованиям, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.07.2016г. №460, а также Постановлению Правительства РФ от 21.12.2019г. № «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах». До настоящего времени администрацией Юрьевецкого муниципального района не устранены замечания Рослесхоза, изложенные как в заключении от ДД.ММ.ГГГГ., так и заключении от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Юрьевецкого муниципального района не устранены замечания к схемам расположения земельных участков, которые планируются к переводу из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, изложенные в информационном письме Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, проверкой установлено, что в проект Предложений администрацией Юрьевецкого муниципального района не включен подлежащий к формированию земельный участок под жилым домом № по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО9 требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Возражала против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок необоснованный. <адрес> располагала информацией, которая поступила в ДД.ММ.ГГГГ года и должна была планировать расходы.
Представитель ответчика администрация Юрьевецкого муниципального района по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что в целом, администрация Юрьевецкого муниципального района <адрес> не возражает против удовлетворения иска, однако просит предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Для исполнения решения суда необходимы финансовые затраты в размере 150000 рублей, столько необходимо оплатить за заключенный контракт на выполнение работ по корректировке документов территориального планирования. В настоящем финансовом году трудно изыскать такие суммы, данные расходы будут заложены в следующем году. Бюджет утверждается в предыдущем году, бюджет дотационный, все денежные средства уже израсходованы. Считает срок до ДД.ММ.ГГГГ обоснованным и законным.
Истцы, в интересах которых заявлены исковые требования ФИО1, ФИО2 в судебном заседании позицию, изложенную прокурором ФИО9 поддержали. Дополнений не поступило.
Истец, в интересах которого заявлены исковые требования ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания ч. 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка о нарушениях законодательства при формировании земельных участков, в ходе которой установлено, что земельные участки под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, и под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не сформированы и на государственном кадастровом учете не состоят.
По сведениям Государственного лесного реестра (далее-ГЛР) указанные земельные участки под многоквартирным <адрес>, и №а по <адрес>, находятся на землях лесного фонда, в <данные изъяты> Нагорного участкового лесничества Кинешемского лесничества и относятся к защитным лесам, лесопарковой зоне. Сведения в ЕГРН в отношении земельных участков отсутствуют. Предлагаемый к формированию земельный участок по указанным домовладениям находятся за пределами границ Юрьевецкого городского поселения.
Выдел 3, квартала 15 Нагорного участкового лесничества Кинешемского лесничества является составляющей особо охраняемой природной территории (далее -ООПТ) - памятника природы <адрес> <данные изъяты>
По информации Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области на территориях, предлагаемых к Формированию земельных участков, отсутствуют ООПТ регионального и местного значения.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства (подпункт 8 пункт 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно ч.1 статьи 7 ЗК РФ в состав земель Российской Федерации входят, в числе прочего, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую, в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее -Закон №172-ФЗ), для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 5 статьи 2 названного Закона исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков (ч.3 ст. 5 Закона №172-ФЗ).
Статьёй 8 Закона №172-ФЗ установлены особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, в соответствии с частью 1 которой установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Установление или изменение границы населенного пункта также является основанием для перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий (подпункт 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Частью 5 данной статьи установлено, что изменение границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3и4 части 1 настоящей статьи, которое может привести к уменьшению площади таких земель, не допускается.
Порядок определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, порядок изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 114 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1755 утверждены Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3и4 части 1 статьи 114 ЛК РФ, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, в соответствии с пунктом 2 которых изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.
Указанными правилами определена процедура изменения границ указанных земель, которая носит заявительный характер, в том числе подготовка проектной документации, её согласование с органами местного самоуправления, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации Федерального закона №172-ФЗ администрацией Юрьевецкого муниципального района заключен муниципальный контракт от 16.ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение работ - изготовление проекта внесения изменений в документ территориального планирования - генеральный план Юрьевецкого городского поселения, который предполагает включение в границы населенного пункта земельных участков, расположенных в землях лесного фонда, на которых расположены жилые дома по <адрес>. Срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийный срок оказания работ 10 месяцев с даты подписания акта приемки выполненных работ (л.д. 115-119).
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Юрьевецкого муниципального района заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по подготовке предложений комиссии по определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (<адрес>), в рамках подготовки проекта внесения изменений в документ территориального планирования Юрьевецкого городского поселения.
Проект Предложений подготовлен подрядчиком ДД.ММ.ГГГГ Согласно Предложениям, общая площадь земель лесного фонда части территории Нагорного участкового лесничества Кинешемского лесничества (квартал 2 выдел 4, квартал 11 выдел 14, квартал 15 выдел 3), предлагаемых к включению в границу населенного пункта <адрес> городского поселения Юрьевецкого муниципального района составляет 4.1 га. (л.д. 19-43).
Уведомление об обеспечение доступа к проекту внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения с материалами размещены администрацией Юрьевецкого муниципального района в федеральной государственной информационной системе территориального планирования 29.07.2022г.
Согласно Сводному заключению Министерства экономического развития РФ №-ВД/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 2.9 Порядка согласования проектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании заключения Рослесхоза, Проект Предложений считается несогласованным с Минэкономразвития России в составе материалов, размещенных в ФГИС ТП (л.д. 44-46).
Из письма Рослесхоза от <данные изъяты> о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план следует, что в материалах проекта генерального плана не представлены предложения Комиссии, сформированной по решению органа местного самоуправления, утвержденное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; отсутствует информация о местоположении лесных участков в части выделов, кварталов, участковых лесничеств и лесничеств, целевом назначении лесов и категории защитных лесов; не представлены выписки из ЕГРН, а в случае отсутствия иные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, имеющие двойной учет; не представлена информация от уполномоченных органов государственной власти об отсутствии или наличии на земельных участках, имеющих двойной учет, особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия; отсутствует заключение <адрес> по лесному хозяйству, подтверждающее местоположение и площадь земель лесного фонда, имеющих пересечение с земельными участками иной категории земель (л.д. 47-48).
В целях устранения вышеизложенных замечаний администрацией Юрьевецкого муниципального района предприняты только меры направленные на согласование Предложений <адрес>, что подтверждается Распоряжением №-рп от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 54-66).
На повторно внесенные 25.12.2023г. Предложения вновь получено отрицательное заключение Рослесхоза, в котором указано на непредставление информации и документов предусмотренных Градостроительным кодексом (л.д. 49-53).
До настоящего времени перечисленные недостатки администрацией Юрьевецкого муниципального района не устранены.
Таким образом, проверкой установлено и подтверждается доказательствами, приведенными выше, что подготовленный в рамках муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ. проект изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения, не соответствует требованиям ч. 5.2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ. Подготовленные в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Предложения не соответствуют требованиям, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.07.2016 №460, а также Постановлению Правительства РФ от 21.12.2019г. №1755 «Об утверждении правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах».
Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени перечисленные в заключениях Рослесхоза недостатки от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не устранены.
Из возражений администрации Юрьевецкого муниципального района бюджетное финансирование работ по внесению изменений как в генеральный план Юрьевецкого городского поселения, так и в проект Предложений относительно местоположений границ земельных участков в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Юрьевецкого городского поселения, на 2024 год не предусмотрено, что исключает реализацию прав граждан - собственников жилых помещений в том числе истцов по настоящему делу, на оформление земельных участков под принадлежащими им на праве собственности объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Юрьевецкого района требования к администрации Юрьевецкого муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Анализируя довод представителя ответчика об отсутствии в настоящее время финансирования для исполнения решения суда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор считает возможным установить срок в части устранить замечания, изложенные в отрицательном заключении Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. с предоставлением документов; включить в проект предложений Комиссии земельный участок под жилым домом №, по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ., в части размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Проекта внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения <адрес> в целях перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (<адрес>) до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает установленный срок разумным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Юрьевецкого района Ивановской области, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (<данные изъяты>) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить замечания, изложенные в отрицательном заключении Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ на проект внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого района Ивановской области путем предоставления на согласование Проекта внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого района Ивановской области с приложением следующих документов:
-о местоположении лесных участков, включаемых в границы населенных пунктов,
-о целевом назначении лесов и категории защитных лесов,
- подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки, не относятся к лесопарковым или зеленым зонам,
- подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки, не представлены в пользование для осуществления рекреационной деятельности,
- о целевом назначении лесов и категории защитных лесов,
- таксационного описания участков земель лесного фонда, включаемых в границы населенного пункта,
- о наличии (отсутствии) обременений земельных участков,
- подтверждающих участие в Комиссии по определению месторасположения границ земельных участков, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов г. Юрьевец, представителей Рослесхоза или Департамента лесного хозяйства по федеральному округу по поручению Рослесхоза,
- заключения Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, подтверждающего местоположение и площадь земель лесного фонда, имеющих пересечение с земельными участками иной категории земель,
- документов, предусмотренных ч.5.2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ,
- обоснования местоположения и площади переводимых земель лесного фонда, с указанием планируемых объектов (их характеристик), а также отсутствие иных вариантов развития населенных пунктов за счет иных категорий земель.
Включить в проект предложений Комиссии по определению месторасположения границ земельных участков, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (<адрес>) земельный участок под жилым домом по адресу: <адрес>;
Организовать в срок ДД.ММ.ГГГГ размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Проекта внесения изменений в генеральный план Юрьевецкого городского поселения <адрес> в целях перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов (г. Юрьевец).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Чувилина
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июля 2024 года
Председательствующий О.В. Чувилина