Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-13/2023 от 26.05.2023

дело № 12-13/2023

21RS0011-01-2023-000696-22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

11 июля 2023 года                                                                           г. Мариинский Посад

Судья Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики Мокрушин А.А., при участии лица, привлеченного к административной ответственности, председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Восток-2» (далее СНТ «Восток-2») Атаманова В.Н., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ОНД и ПР по Мариинско-Посадскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республике ФИО1, рассмотрев в отрытом судебном заседании дело по жалобе председателя СНТ «Восток-2» Атаманова В.Н. на постановление государственного инспектора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО2 от 18 мая 2023 года, которым председатель СНТ «Восток-2» Атаманов В.Н. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО2 от 18 мая 2023 года должностное лицо - председатель СНТ «Восток -2» Атаманов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, председатель СНТ «Восток -2» Атаманов В.Н. обратился с жалобой, в которой просит постановление от 18 мая 2023 года отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Председатель СНТ «Восток-2» Атаманов В.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что на территории СНТ «Восток-2» на момент проверки отсутствовала сухая трава, наличие мусора могло быть только на территории собственников участков, которые еще не приезжали в СНТ, а также имелась гравийная дорога, ведущая к водоему, который может использоваться в целях пожарной безопасности. Кроме того, автор жалобы полагал, что не все из указанных в акте нарушений входят в обязанности председателя СНТ.

Старший инспектор ОНД и ПР по Мариинско-Посадскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республики ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, поданные письменные возражения поддержал, указал, что председатель СНТ «Восток-2» был обязан принять все меры направленные на соблюдение требований пожарной безопасности, что сделано не было.

Государственный инспектор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны.

Выслушав пояснения заявителя и старшего инспектора ОНД и ПР по Мариинско-Посадскому району, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что с 13 по 21 апреля 2023 года на основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 10 апреля 2023 года -В, старшим инспектором ОНД и ПР по Мариинско-Посадскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республики ФИО1 проведена проверка соблюдения СНТ «Восток-2», расположенном в д. Сутчево Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, правил пожарной безопасности, по результатам которой установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

-не обеспечено проведение своевременной очистки территории от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, других горючих материалов, проведение своевременного покоса травы;

-территория, прилегающая к лесу, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины, не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;

-отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в объеме, обеспечивающим необходимый расход воды на тушение пожаров в любое время года в течение не менее 3-х часов, с учетом радиуса их обслуживания;

-отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

-к источникам противопожарного водоснабжения отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

По результатам проведенной проверки был составлен акт -В от 21 апреля 2023 года о нарушении председателем СНТ «Восток-2» требований пп. 48, 67, 70, 71, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила), а также положений п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон №123-ФЗ), п. 10.10 свода правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее - СП 8.13130.2020).

Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения послужили основанием для составления старшим инспектором ОНД и ПР по Мариинско-Посадскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республики ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - председателя СНТ «Восток-2» Атаманова В.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственный инспектор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО2 18 мая 2023 года вынес постановление о признании должностного лица - председателя СНТ «Восток-2» Атаманова В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но при условии наличия квалифицирующего признака - совершение таких действий в условиях особого противопожарного режима.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее федеральный закон № 69-ФЗ), особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 05 мая 2023 года, не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения, в протоколе не конкретизировано место выявленных нарушений, не отражены географические координаты местоположения данных нарушений.

В силу изложенного, становится очевидным, что протокол об административном правонарушении от 05 мая 2023 года является недопустимым доказательством совершения председателем СНТ «Восток-2» Атамановым В.Н. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подлежит исключению из их числа.

Отсутствие в протоколе конкретных данных о местоположении выявленных нарушений пожарной безопасности в виде: нахождения на территории садоводческого некоммерческого товарищества горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, а также иных горючих материалов, отсутствия покоса травы, невыполнения минерализованных полос, лишает суд возможности проверить доводы лица, привлеченного к административной ответственности.

Кроме того, в соответствии с материалами дела об административном правонарушении председателю СНТ «Восток-2» Атаманову В.Н. поставлено в вину нарушение п. 75 Правил, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 6 (утратила силу на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года N 276-ФЗ) Федерального закона N 123-ФЗ, п. 10.10 СП 8.13130.2020, с чем нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 123-ФЗ, его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.

Положения ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ и п. 10.10 СП 8.13130.2020 указывают на необходимость выполнения требований пожарной безопасности, содержащихся в специальных технических условиях, а именно на надлежащую организацию подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размер которых должен быть не менее 12 х 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара.

Согласно с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 75 Правил, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.

Таким образом, предназначение территории для ведения садоводства не возлагает на председателя СНТ соблюдение обязанности по созданию наружного противопожарного снабжения и условий для его использования, в связи с чем не может быть поставлено ему в вину.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах доводы жалобы заслуживают внимания, обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует принять меры к установлению фактических обстоятельств дела с целью установления истины по делу, устранить допущенные нарушения, проверить все доводы сторон, после чего принять основанное на законе решение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.6 КоАП РФ и п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу председателя СНТ «Восток-2» Атаманова В.Н. на постановление государственного инспектора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору Отделения ГПН Мариинско-Посадского района ФИО2 от 18 мая 2023 года - удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО2 от 18 мая 2023 года в отношении должностного лица - председателя СНТ «Восток-2» Атаманова В.Н., которым он по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Судья             А.А.Мокрушин

12-13/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Атаманов Валерий Николаевич
Суд
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики
Судья
Мокрушин Александр Александрович
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
mariinsko-posadsky--chv.sudrf.ru
26.05.2023Материалы переданы в производство судье
31.05.2023Истребованы материалы
13.06.2023Поступили истребованные материалы
11.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.07.2023Вступило в законную силу
17.08.2023Дело оформлено
17.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее