Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7а-537/2020 от 20.10.2020

Судья Панова А.Ю. Дело № 7а-537/2020

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск                 02 декабря 2020 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев жалобу Дружининой Елены Владимировны на постановление судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дружининой Елены Владимировны,

установил:

09 августа 2020 года полицейским ОРППСП отдела полиции № 10 «Советский» Управления МВД России по городу Новосибирску Кудихиным С.М. составлен протокол 54 АП № 505173 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дружининой Е.В.

Дело об административном правонарушении передано по подведомственности для рассмотрения в районный суд.

Постановлением судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 августа 2020 года Дружинина Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

На постановление по делу об административном правонарушении Дружининой Е.В. в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подана жалоба в Новосибирский областной суд.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ношение гигиенических масок и перчаток на территории Новосибирской области носит рекомендательный характер, а ношение средств индивидуальной защиты в общественных местах является обязательным только при введении режима чрезвычайной ситуации, на территории Новосибирской области такой режим не введен. Документы, на которые ссылались водитель и кондуктор в обоснование требований надеть маску, ей предоставлены не были.

Считает, что ее права, свободы и законные интересы как человека и гражданина могут быть ограничены только требованиями, изложенными в федеральных законах.

Полагает, что представители исполнительной власти Новосибирской области обязаны бесплатно обеспечить средствами защиты, гигиеническими масками в том числе.

Обращает внимание на то, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями, поскольку после вручения копии протокола в него вносились изменения.

Изучив доводы жалобы, которые поддержали Дружинина Е.В. и ее защитник Патрушева Е.Н., заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - полицейского ОРППСП отдела полиции № 10 «Советский» Управления МВД России по городу Новосибирску Кудихина С.М., а также проверив материалы дела, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях выполнения указанных задач судья обязан при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении произвести перечисленные в статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные действия.

В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к таким действиям относятся, в том числе выяснение вопросов: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Протокол об административном правонарушении составляется за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 28.2 данного Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Исходя из системного содержания части 1 статьи 25.1 и части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, в целях обеспечения предусмотренных законом прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии данного лица, либо в его отсутствие в случае надлежащего извещения.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол (постановление от 01 марта 2019 года №24-АД19-1).

Как усматривается из материалов дела, 09 августа 2020 года в 22 часа 38 минут в отношении Дружининой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении 54 АП №505173 по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за повторное невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, согласно представленной в областной суд копии протокола, в нем в графе «…ответственность за которое предусмотрена пунктом» указана часть 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении имеется не оговоренное исправление при указании части и наименования статьи Кодекса.

При этом протокол содержит запись, что Дружинина Е.В. от подписи в протоколе отказалась в присутствии понятых. Между тем, объяснения даны понятыми после составления протокола об административном правонарушении и вынесения определения о передаче дела для рассмотрения в суд – 10 августа 2020 года (л.д.7,8). Указанные объяснения, отобранные ФИО 1, не позволяют установить их содержание, фактически представляют собой обрывки фраз.

Должностное лицо Кудихин С.М., участвуя в судебном заседании Новосибирского областного суда, также не смог прочесть объяснения понятых.

При таких обстоятельствах доводы жалобы Дружининой Е.В. о внесении исправлений в протокол об административном правонарушении в ее отсутствие, не опровергнуты материалами дела.

Таким образом, должностным лицом вопреки требованиям закона не были созданы условия, необходимые для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности, что повлекло нарушение порядка привлечения к административной ответственности указанного лица.

С учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно положениям статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.

Между тем, оснований для возвращения протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Допущенные нарушения требований закона являются существенными, однако были оставлены без внимания судьей районного суда.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 августа 2020 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дружининой Елены Владимировны, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу Дружининой Елены Владимировны удовлетворить.

Судья

7а-537/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Дружинина Елена Владимировна
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Деменкова Юлия Геннадьевна
Статьи

ст. 20.6.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--nsk.sudrf.ru
09.11.2020Материалы переданы в производство судье
02.12.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее