Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 марта 2024 года п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Шовгурова С.В.,
при секретаре Кужековой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников,
у с т а н о в и л :
Прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе данной проверки установлено, что в здании администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия функционирует отопительный газовый котел. В нарушение требований Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» администрация Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, используя указанный отопительный газовый котел, не провела инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, что оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду и граждан, проживающих на близлежащей территории.
В связи с этим прокурор с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать администрацию Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в здании администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия Бовальдинов М.А. поддержал исковые требования.
Представитель администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 ноября 2021 года № 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
В соответствии с п. 1 и 2 указанного Порядка инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом. Инвентаризация стационарных ИЗАВ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе данной проверки установлено, что с 15 октября 2019 года в здании администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, функционирует отопительный газовый котел марки «Мимакс-125».
Из письменного сообщения главы администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 21 декабря 2023 года следует, что инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводилась.
Бездействие администрации Элвигинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в не проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим данное бездействие признается судом незаконным и поэтому суд полагает необходимым обязать администрацию Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия.
Обязать администрацию Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в здании администрации Элвгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) С.В. Шовгуров