Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2024 (2-1944/2023;) ~ М-286/2023 от 26.01.2023

№2-426/2024

УИД 91RS0024-01-2023-000360-46

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21.03.2024                                             г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Тимошенко И.А., при секретаре Макарове В.А., с участием прокурора Редок А.В., представителя третьих лицо ФСО России и СОКР ФСО России Мельникова Д.А., представителя ФГБУ «Заповедный Крым» - Петраша С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ялта Республики Крым, Андрюкову Владимиру Юрьевичу, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» о признании решения недействительным, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

26.01.2023 прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики К., Андрюкову В.Ю. о:

- признании незаконным решение Форосского поселкового совета 6-го созыва от <дата> №<номер> о предоставлении Андрюкову В.Ю. разрешения на составление проекта отвода, в собственность земельного участка, площадью 0,08 га, расположенного по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок);

- признании постановления Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п о предоставлении Андрюкову В.Ю. в собственность земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер>, в порядке завершения оформления прав – недействительным;

- прекращении права собственности Андрюкова В.Ю. на земельный участок с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер>;

- истребовании из чужого незаконного владения Андрюкова В.Ю. земельного участка, кадастровый номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер> и передаче его в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики К. по акту приема-передачи.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики К. проведена проверка исполнения требований земельного законодательства на территории городского округа Ялта.

Установлено, что решением Форосского поселкового совета 6-го созыва от <дата> №<номер> Андрюкову В.Ю. дано разрешение на составление проекта отвода, в собственность, земельного участка, площадью 0,08 га, расположенного по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Данный земельный участок поставлен <дата> на кадастровый учет, присвоен кадастровый №<номер>.

На основании постановления Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п Андрюкову В.Ю. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 90:25:080401:60 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Право собственности на указанный земельный участок <дата> зарегистрировано за Андрюковым В.Ю. на основании постановления Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п.

Поскольку решение о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка состоялось до <дата>, то к спорным правоотношениям с учетом положений Федерального конституционного закона Российской Федерации от <дата> №<номер>-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики К. и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики К. и города федерального значения Севастополя», статьи 4, части 2 статьи 422, части 1 статьи 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы материального права Украины до <дата> и Российской Федерации с <дата>.

Постановлением Совета М. К. от <дата> №<номер> утвержден Генеральный план Большой Ялты, согласно которому указанный земельный участок располагался на территории лесопарков. Данный Генеральный план действовал до <дата>.

Решение Форосского поселкового совета от <дата> №<номер> принято в нарушение требований законодательства, действующего на дату его принятия законодательства, поскольку при утверждении землеустроительной документации проигнорирован режим застройки участка, не предполагавший строительство на нем капитальных объектов.

Кроме того, решением 75-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва №<номер> от <дата> утвержден Генеральный план МОТО Ялта РК, согласно которому данный земельный участок расположен в функциональной зоне «Зона городских лесов».

В свою очередь, постановление Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п о предоставлении Андрюкову В.Ю. в собственность земельного участка, площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер>, в порядке завершения оформления прав, является незаконным, в силу фактического расположения земельного участка в территориальной зоне, не предназначенной для размещения объектов жилищного строительства.

Поскольку решение о предоставлении разрешения на составление проекта отвода земельного участка, расположенного на землях общего пользования, в силу закона является недействительным, как нарушающего явно выраженный в законе запрет, посягающего на публичные (общественные) интересы, что свидетельствует и о незаконности возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок.

Поскольку земельный участок образован и предоставлен за счет земель общего пользования, т.е. сформирован с нарушением прямых запретов, которые содержались в градостроительном и земельном законодательстве Украины, то его предоставление Андрюкову В.Ю. основано на ничтожной сделке.

Следовательно, сведения о спорном участке, исходя из статьи 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

Истец указывает, что исковая давность не пропущена в части требования о признании недействительным решения, поскольку о фактах нарушений прокуратуре города стало известно в ходе проверки, проведенной в октябре 2022 года, иное означает лишение права на судебную защиту неограниченного круга лиц, которым не было известно о факте предоставления земельного участка Андрюкову В.Ю. по причине неопубликования решения на предоставление разрешения на разработку земельного участка Форосским поселковым советом.

<дата> дело распределено судье Двирнык Н.В.

Определением Ялтинского городского суда Республики К. от <дата> иск принят производству.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> №<номер> судья Двирнык Н.В. назначена судьей Верховного Суда Республики К., приказом и.о. начальника Управления судебного департамента в Республике К. от <дата> №<номер>п/с судья Двирнык Н.В. исключена из штата Ялтинского городского суда Республики К. с <дата>.

<дата> дело распределено судье Тимошенко И.А. и принято ею к своему производству.

Протокольными определениями Ялтинского городского суда Республики К. от <дата>, <дата> привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики К., Служба охраны в К. Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный К.».

От Администрации <адрес> Республики К. поступило заявление о признании иска.

В судебном заседании прокурор, представители третьих лиц Службы охраны в К. Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный К.» исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы (часть 4 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Информация о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики К. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Форосского поселкового совета от <дата> №<номер> дано разрешение Андрюкову В.Ю. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка №<номер> ориентировочной площадью 0,08 га по передаче его бесплатно в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: АРК, <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива» на землях Форосского поселкового совета.

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый №<номер> от <дата>.

Постановлением Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п, принятым на основании, в том числе и названного решения Форосского поселкового совета от <дата> №<номер>, передан в собственность Андрюкову В.Ю. в порядке завершения оформления прав с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».

Право собственности Андрюкова В.Ю. на спорный земельный участок зарегистрировано <дата>.

В соответствии с письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>.1-39/1 земельный участок, кадастровый №<номер> располагался в следующих территориальных зонах:

- Генеральный план курортного района Большая Ялта (утвержден Постановлением СМ АР К. №<номер> от <дата>) – территория лесопарков;

- Генеральный план Большой Ялты (корректировка основных разделов) М1:5000 (утвержден Постановлением СМ АР К. №<номер> от <дата>, отменен постановлением Севастопольского апелляционного административного суда №<номер>-А от <дата>, - предположительно усадебная застройка;

- Генеральный план пгт. Кореиз, утвержденный решением Кореизского поселкового совета от <дата> №<номер>, - усадебная застройка и, частично, в границах проезда местного значения;

- Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики К. (утвержден решением Ялтинского городского совета Республики К. от <дата> №<номер>) – зона городских лесов ТЗ-16-29.

С целью установления фактических обстоятельств по делу, судом назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Крымский центр подтверждения соответствия «К.-Экспертиза» (Республика К., <адрес>, пом. 55).

Из заключения экспертного учреждения от <дата> №<номер> следует, что согласно Генеральному плану курортного района Большая Ялта, утвержденному постановлением Совета М. АР К. №<номер> от <дата>, исследуемый земельный участок находится в зоне Ялтинского горно-лесного заповедника, что не соответствует виду разрешенного и функционального использования земельного участка.

Согласно Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному постановлением Совета М. А. Республики К. №<номер> от <дата>, исследуемый земельный участок находится в зоне природно-заповедного фонда, что не соответствует виду разрешенного и функционального использования земельного участка.

Согласно Детальному плану территории квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденному решением Форосского поселкового совета №<номер> от <дата>, исследуемый земельный участок запроектирован под №<номер>.

При этом, необходимо учитывать, что Детальный план квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденному решением Форосского поселкового совета №<номер> от <дата>, разработан с нарушением Закона Украины от <дата> №<номер>-III «О планировке и застройке территорий», детальный план не соответствует действующему на тот момент времени Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному постановлением Совета М. А. Республики К. №<номер> от <дата>. В результате чего, подавляющее большинство земельных участков «Верхней Оливы» расположены в зоне лесопарков, парков и в границах земель природо-заповедного фонда.

Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением 52-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета №<номер> от <дата>, исследуемый земельный участок находится в зоне усадебной жилой застройки, что соответствует виду разрешенного и функционального использования земельного участка.

При этом необходимо учитывать, что значительная часть пгт Олива согласно Генерального плана поселка 2013 года спроектирована за счет земель лесопарков и Ялтинского горно-лесного заповедника. Принятие Форосским поселковым советом решения о переводе земель природно-заповедного и лесного фонда в земли иного назначения требует правовой оценки, выходящей за пределы компетенции эксперта.

Генеральный план <адрес>, утвержденный решением 52-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета №<номер> от <дата>, в значительной степени основывался на проектах детальных планов территории «Верхней Оливы», «ниже воинской части по <адрес>», «в районе <адрес>», «Ифигения», планировочные решения которых не соответствовали действовавшей градостроительной документации Большой Ялты.

Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики К., утвержденному решением Ялтинского городского совета Республики К. от <дата> №<номер>, исследуемый земельный участок находится в функциональной зоне городских лесов, что не соответствует виду разрешенного и функционального использования земельного участка.

Согласно Карты градостроительного зонирования из состава Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики К., утвержденных решением 58 сессии Ялтинского городского совета второго созыва от <дата> №<номер>, исследуемый земельный участок располагается в градостроительной зоне ТЗ-16-29 «Зона городских лесов», что не соответствует виду разрешенного и функционального использования земельного участка.

Согласно исследованию по первому вопросу, земельный участок, кадастровый №<номер> полностью налагается на территорию зеленых, лесных насаждений – зону городских лесов, относящуюся к земельным участкам (территориям) общего пользования.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на территории в пределах границ земельного участка содержатся сведения о Зонах с особыми условиями использования территории и особо охраняемой природной территорией со следующими реестровыми номерами:

- №<номер> - Зона охраняемого объекта, расположенного вблизи <адрес> Республики К., N?646/1. Сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> на основании Приказа Службы охраны в К. Федеральной Службы охраны Российской Федерации от <дата> N?646;

- №<номер> Зона с особыми условиями использования территории, Вид зоны - «Зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики К.». Сведения о Зоне с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости внесены <дата> на основании Постановления Совета М. Республики К. от <дата> N?582.

Согласно исследованию по первому вопросу, земельный участок, кадастровый №<номер> на момент предоставления находился в границах Ялтинского горнолесного заповедника.

Учитывая, что земельный участок, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер>, расположен в границах земель общего пользования, а также в зоне охраняемого объекта и в зоне особой архитектурно-планировочной организацией территории, использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства невозможно.

Произведенный экспертом координатный анализ границы земельного участка с кадастровым номером №<номер> показал, что земельный участок на кадастровый учет поставлен, некорректно, его фактическое месторасположение не соответствует первичным данным из технического отчета в местной системе координат.

Проведенный экспертом осмотр показал, что земельный участок находится в смешенном хвойно-лиственном лесу на склоне с превышением в границах участка порядка 10 метров.

Земельный участок не освоен, на земельном участке не находятся объекты капитального строительства и иные объекты.

    Суд признает допустимыми и достоверными указанное заключение эксперта, поскольку оно отвечает требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, вывод эксперта не носит вероятностный характер, а также данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта являются категоричными и мотивированными, сомнений в правильности и обоснованности заключений у суда не имеется.

    В силу положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта судом оценено по своему внутреннему убеждению с учетом полного, объективного и непосредственного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также учитывая, что ни одно доказательство по делу не имеют для суда заранее установленной силы.

Доказательств, ставящих под сомнение выводы эксперта, опровергающих экспертное заключение и обстоятельства, которые установлены и учтены экспертом в ходе проведения экспертизы, не представлено.

На момент принятия Форосским поселковым советом оспариваемого решения от <дата> №<номер> действующим земельным законодательством Украины предусмотрено право на получение земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности в собственность в порядке бесплатной приватизации (пункт «в» части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины).

Статьей 118 Земельного кодекса Украины предусмотрен порядок бесплатной приватизации.

Так, согласно пунктам 6, 7 данной статьи предусмотрено, что гражданин, заинтересованный в получении земельного участка в собственность в пределах норм бесплатной приватизации, должен был обратиться с соответствующим ходатайством сельский совет, которое в месячный срок подлежало рассмотрению и в случае такого согласия предоставлялось согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. После разработки такого проекта соответствующей землеустроительной организацией, имеющей лицензию на право осуществления такого вида деятельности, и получении необходимых согласований, подлежал утверждению районной государственной администрацией, сельсоветом по месту нахождения земельного участка и только после этого земельный участок подлежал передаче в собственность (пункт 9).

В соответствии со статьями 38, 39 Земельного кодекса Украины к землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией.

Согласно частям 1, 2, 3 ст. 19 Закона Украины от 20.04.2000 № 1699 «О планировании и застройке территорий» на территории населенного пункта соответствующим советом устанавливается режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд. Режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд, устанавливается в генеральных планах населенных пунктов. Режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд, учитывается при разработке землеустроительной документации.

В силу части 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины не подлежали передаче в частную собственность земли общего пользования населенных пунктов.

В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 13 Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 21.03.2017 №1365-п, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014.

Согласно пункту 12 данного порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

В соответствии с положениями пунктов 6, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В рамках разрешения настоящего спора судом установлено, что спорный земельный участок, кадастровый №<номер> на момент формирования находился на территории «Ялтинского горно-лесного заповедника» и частично «лесопарков», его функциональное использование (целевое назначение) не соответствует градостроительной документации, как на момент дачи разрешения на составление проекта землеустройства, так и действующей на момент передачи в собственность и в настоящее время, то есть, земельный участок образован и передан в собственность за счет земель общего пользования, не может быть использован для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.

Судом также учитывается, что статьей 19 Закона Украины «О градостроительной деятельности» от <дата> №<номер>-VI, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что детальный план в пределах населенного пункта уточняет положения генерального плана населенного пункта и определяет планировочную организацию и развитие части территории.

Внесение изменений в детальный план территории допускается при условии их соответствия генеральному плану населенного пункта и плана зонирования территории.

То есть, детальный план застройки квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденный решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от <дата> №<номер>, а также генеральный план застройки территории поселка Олива, утверждённый решением 52-ой сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета от <дата> №<номер>, которыми предусмотрено образование спорного участка и передача для индивидуального жилищного строительства, противоречили генеральному плану Большой Ялты, утвержденному Постановлением Совета М. АР К. от <дата> №<номер>, в связи с чем не подлежат применению при разрешении настоящего спора.

Таким образом, решение Форосского поселкового совета от <дата> №<номер> о даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка требованиям действовавшего законодательства не отвечало, принято поселковым советом вопреки установленному законом запрету.

В этой связи на основании указанного решения органа местного самоуправления не могло быть осуществлено завершение оформления права на земельный участок, начатое до вступления в силу названного выше Федерального конституционного закона от <дата> №<номер>-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики К. и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики К. и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, основаниями для признания решения органа местного самоуправления противоправным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и (или) определенных законом полномочий органа, принявшего решение. Обязательным условием признания решения недействительным является также нарушение в связи с его принятием прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся за судебной защитой.

С учетом изложенного, оспариваемые решение 34-й сессии Форосского поселкового совета 6-го созыва от <дата> №<номер> и постановление Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п следует признать незаконными.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно положениям статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, разрешается в соответствии с законодательством, рейдирующим данные отношения. Если между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, при разрешении спора о возврате имущества собственнику применяются статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если собственник требует возврата своего имущества от лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование рассматривается с применением правил статей 301,302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не правил главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, защита интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, для восстановления которых необходимо вернуть незаконно приватизированный земельный участок в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики К., возможна только с применением правового механизма, установленного статьей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что спорный земельный участок выбыл из муниципальной собственности вопреки требованиям действующего законодательства, а потому требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об истребовании этого земельного участка из владения Андрюкова В.Ю. являются законными и обоснованными.

При разрешении требований о прекращении права собственности Андрюкова В.Ю. на земельный участок, суд исходит из того, что названное требование является излишним, поскольку согласно статье 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 52 Постановления №<номер> постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

Таким образом, настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного земельного участка.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Форосского поселкового совета от <дата> №<номер> «О разрешении Андрюкову В. Ю. разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка №<номер>, ориентировочной площадью 0,08 га по передаче его бесплатно, в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: АРК, <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива» на землях Форосского поселкового совета».

Признать незаконным постановление Администрации <адрес> Республики К. от <дата> №<номер>-п «О предоставлении Андрюкову В. Ю. земельного участка площадью 800 кв. м, в собственность, расположенного по адресу: Республика К., <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива» земельный участок №<номер>, в порядке завершения оформления прав».

Истребовать из чужого незаконного владения Андрюкова В. Ю. (<дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, адрес регистрации: <адрес>) в пользу муниципального образования городской округ Ялта Республики К. земельный участок, расположенный по адресу: Республика К., <адрес>, квартал усадебной застройки «Верхняя Олива», земельный участок №<номер>, кадастровый №<номер>.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений относительно прав на земельный участок с кадастровым номером №<номер>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 28.03.2024.

Председательствующий судья                    И. А. Тимошенко

2-426/2024 (2-1944/2023;) ~ М-286/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Ялты Родивилов А.В.
Ответчики
Андрюков Владимир Юрьевич
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"
Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Тимошенко Ирина Андреевна
Дело на странице суда
yalta--krm.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.03.2023Предварительное судебное заседание
16.01.2024Производство по делу возобновлено
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее