Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-59/2018 от 19.09.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 октября 2018 года

Судья Юрлинского районного суда <адрес> Труженикова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Юрлинского районного суда Пермского края по адресу: с.Юрла, ул.Партизанская, 8 жалобу МКУ «Юрлинское ЖКХ», юридический адрес: 619200, Пермский край, Юрлинский район, с.Юрла, ул.Свердлова,31, ОГРН , ИНН 5981006602, на вынесенное в отношении него старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды                 11 сентября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

22 августа 2018 года исполняющей обязанности прокурора Юрлинского района ФИО1 в отношении муниципального казённого учреждения «Юрлинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МКУ «Юрлинское ЖКХ) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручена представителю МКУ «Юрлинское ЖКХ» - исполняющему обязанности директора ФИО3.

11 сентября 2018 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 вынесено постановление о признании МКУ «Юрлинское ЖКХ» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Из постановления следует, что МКУ «Юрлинское ЖКХ», одним из видов деятельности которого согласно Уставу является сбор (в том числе раздельный сбор) и транспортирование твёрдых и жидких бытовых отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды на территории Юрлинского сельского поселения, осуществляя обслуживание (эксплуатацию) свалки твёрдых коммунальных отходов, расположенной в северо-восточном направлении в 1,5 км от региональной дороги с. Юрла – п. Усть-Зула, относительно координат N 59.342637 и Е 54.360619, площадью 2,2300 га, имея возможность соблюдения природоохранного законодательства, на дату проведения проверки 17 мая 2018 года не исполняет обязанности, установленные законодательством – допускает размещение отходов, а также их сжигание с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды. Несоблюдение природоохранного законодательства выразилось в следующем:

-    подъездной путь на территорию свалки завален коммунальными отходами;

- не обеспечен учёт и контроль за составом поступающих отходов, отсутствует хозяйственная зона, не осуществляется контроль за распределением отходов в рабочей части;

- нарушается установленная периодичность изоляции грунтом уплотнённого слоя твёрдых коммунальных отходов;

- допускается размещение отходов не только на территории свалки, но и на прилегающей к ней территории;

-    зафиксированы факты сжигания отходов открытым способом;

-    осуществляется вывоз и слив канализационных хозяйственно-бытовых сточных вод из ёмкостей накопителей на рельеф местности (почву) на прилегающую к свалке территорию, где обнаружено вещество темно-серого цвета с устойчивым запахом нечистот.

Инспектором сделан вывод, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относится к вопросам администрации Юрлинского сельского поселения, соответственно, согласно Уставу МКУ «Юрлинское ЖКХ» возложена на учреждение.

Отмечено, что решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, образованных

на территории Юрлинского сельского поселения, на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года передана Юрлинскому сельскому поселению.

Принятое решение инспектором мотивировано положениями статей 1, 11, 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 8, 21, 22, 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 3, 11, 39, 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктами 1.13, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88), пунктом 5.26 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Представитель МКУ «Юрлинское ЖКХ» ФИО3, являющийся исполняющим обязанности директора на основании Распоряжения №12-к от 25 мая 2018 года, обжаловал постановление, просил признать его незаконным и отменить, указывая, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» в соответствии с п. 2.2.8 Устава осуществляет деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых и жидких бытовых отходов. Обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов к уставным видам деятельности МКУ «Юрлинское ЖКХ» не относятся. За сельскими поселениями Пермского края закреплены полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, что отражено в ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.12 Закона Пермского края № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Пермском крае и о внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае». Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов закреплено ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за муниципальными районами.

Приведя положения ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдержку из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 4973/12 от 2 октября 2012 года о том, что субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, отметил, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» в данном случае вменяется ненадлежащая организация обезвреживания и размещения отходов на полигоне, а не сбора и вывоза бытовых отходов. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территориях муниципальных образований относится к вопросам местного значения муниципального района, а не поселения, входящего в состав муниципального района. Разграничение данных полномочий не поставлено в зависимость от права собственности на земельный участок, используемый под полигон твердых бытовых отходов.

Указал, что часть полномочий органа местного самоуправления Юрлинского муниципального района по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передана администрации Юрлинского сельского поселения, что закреплено в соглашении между администрацией Юрлинского муниципального района и администрацией Юрлинского сельского поселения 28 июля 2018 года. Для исполнения переданных полномочий из бюджета района поселению перечисляются финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов в размере 121 500 рублей.

Отметил, что учредителем МКУ «Юрлинское ЖКХ» является администрация Юрлинского сельского поселения. По всем вопросам деятельности учреждение подчиняется учредителю, который осуществляет контроль за деятельностью, формирует и утверждает бюджетную смету. Финансовое обеспечение деятельности МКУ «Юрлинское ЖКХ» осуществляется за счёт средств бюджета Юрлинского сельского поселения на основании бюджетной сметы. Дополнительных соглашений в части осуществления не предусмотренных Уставом    учреждения    полномочий    и    мероприятий,    а    также    финансирования для осуществления принятых поселением обязательств в части исполнения полномочий района в МКУ «Юрлинское ЖКХ» от учредителя не поступало.

Полагает, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» не является субъектом ответственности за выявленные нарушения, поскольку не осуществляет деятельность по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращению с отходами производства.

Сослался на отсутствие выделенного земельного участка под сброс твёрдых коммунальных и жидких бытовых отходов.

В качестве одного из доводов привёл решение Юрлинского районного суда по делу            № 2-226/2012 от 5 сентября 2012 года, которым на администрацию Юрлинского муниципального района была возложена обязанность в срок до 1 января 2018 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образованных на территории, в том числе Юрлинского сельского поселения. Названное решение суда не исполнено.

Полагает приведённые обстоятельства свидетельством наличия неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель МКУ «Юрлинское ЖКХ» ФИО4 требования жалобы поддержала по приведённым в ней основаниям, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях МКУ «Юрлинское ЖКХ» состава административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело без его участия. Из направленного в суд отзыва на жалобу следует, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, которая включает в себя сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Данный вывод подтвержден выпиской из ЕГРЮЛ, согласной которой МКУ «Юрлинское ЖКХ» осуществляет сбор отходов, обработку и утилизацию отходов.

Помощник прокурора Юрлинского района ФИО5 считает вынесенное в отношении МКУ «Юрлинское ЖКХ» постановление законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, принимая во внимание приведённые в жалобе доводы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, которая влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Среди них обозначены, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти    Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Аналогичные положения отражены в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 названного закона определено понятие «отходы производства и потребления» - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 11 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены СанПиН                         42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которым обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1). Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов.

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Согласно п.п.1, 2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Юрлинского района была проведена проверка свалки, расположенной на территории Юрлинского сельского поселения, выявлены нарушения, которые впоследствии были положены в основу обжалуемого постановления и явились основанием привлечения МКУ «Юрлинское ЖКХ» к административной ответственности.

Рассматривая вопрос о субъекте выявленного правонарушения, установлено, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» создано 2 июня 2016 года, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Основным видом деятельности учреждения обозначена деятельность по чистке и уборке прочая, не включённая в другие группировки. К числу дополнительных видов деятельности учреждения отнесены: сбор отходов, их обработка и утилизация. В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением администрации Юрлинского сельского поселения от 22.04.2016 г. № 77, МКУ «Юрлинское ЖКХ» создано и действует на основании законодательства Российской Федерации, настоящего Устава, муниципальных правовых актов Юрлинского сельского поселения (пункт 1.1 Устава). Учредителем МКУ «Юрлинское ЖКХ» является администрация Юрлинского сельского поселения (пункт 1.5 Устава). Предметом и целями деятельности МКУ «Юрлинское ЖКХ» является оказание услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления Юрлинского сельского поселения, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Пермского края № 416-ПК от 22.12.2014 года «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» (пункт 2.1 Устава). Для достижения указанной цели МКУ «Юрлинское ЖКХ» осуществляет в установленном порядке, в числе прочего, деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых и жидких бытовых отходов (пункт 2.2.8 Устава).

Установлено, что МКУ «Юрлинское ЖКХ» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

При проведении проверки выявлены нарушения со стороны МКУ «Юрлинское ЖКХ» в области обращения с отходами, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами: протоколом (актом) от 24 мая 2018 года, справкой осмотра территории от 17 мая 2018 года с приложенной к ней фототаблицей.

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности МКУ «Юрлинское ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом при рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены в основу вынесенного постановления. Оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.

Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, предусмотренных        ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, позволяющих рассмотреть вопрос о снижении размера штрафа, при рассмотрении жалобы не представлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Таким образом, обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 11 сентября 2018 года о привлечении МКУ «Юрлинское ЖКХ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу МКУ «Юрлинское ЖКХ» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.

Судья Юрлинского районного суда

              Пермского края                                                                              Т.И. Труженикова

12-59/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МКУ "Юрлинское ЖКХ"
Судья
Труженикова Татьяна Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
19.09.2018Материалы переданы в производство судье
17.10.2018Судебное заседание
18.10.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Вступило в законную силу
29.11.2018Дело оформлено
16.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее