Дело №
УИД 26RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года <адрес>
Изобильненский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Луценко Е.Ю., при секретаре ФИО2, с участием:
представителя истца <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц – помощника прокурора <адрес> ФИО4,
представитель ответчика отдела образования администрации Изобильненского городского округа ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ответчикам Администрации Изобильненского городского округа <адрес>, Отделу образования администрации Изобильненского городского округа <адрес>, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ФИО3, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, к ответчикам Администрации Изобильненского городского округа <адрес>, Отделу образования администрации Изобильненского городского округа <адрес>, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес>, со следующими требованиями: Обязать администрацию Изобильненского городского округа <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес> в целях приобретения стационарных или ручных металлоискателей; Обязать отдел образования администрации Изобильненского городского округа <адрес> в течение 1 месяца со дня выделения администрацией Изобильненского городского округа <адрес> денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений распределить поступившие денежные средства в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес> на проведение мероприятий по приобретению стационарных или ручных металлоискателей; Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес> в течение 3 месяцев со дня получения финансовых средств на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений приобрести стационарные или ручные металлоискатели.
Заявленные требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений. Проверкой установлено, что состояние антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений городского округа не отвечает требованиям перечисленного законодательства, имеются грубые упущения в работе по формированию материально-технической базы, что влечет за собой угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся и их работников. Установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа, относящееся к третьей категории опасности, не оборудовано стационарными или ручными металлоискателями.
Выявленные нарушения законодательства послужили основанием внесения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе Изобильненского городского округа <адрес> представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено и удовлетворено.
По результатам проведения прокуратурой района анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений по результатам принятия мер прокурорского реагирования установлено, что допущенные нарушения законодательства не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 иск поддержал по изложенным в нем доводам, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – отдела образования администрации Изобильненского городского округа ФИО5, действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представитель ответчика – Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа <адрес> ФИО6, не явилась, суду предоставила заявление, согласно которого исковые требования признает и просит рассмотреть дело без её участия.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Изобильненского городского округа <адрес> ФИО7, не явилась, суду предоставила отзыв, согласно которого при вынесении решения суда полагалась на усмотрение суда и просила рассмотреть дело без участия представителя администрации Изобильненского городского округа.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. В соответствии с указанной выше статьей правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, при этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений.
На основании подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №-ФЭ) к вопросам местного значёния городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу п. п. 1,3 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон №-Ф3) органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 5, 7 статьи 2 Закона №-Ф3 предусмотрено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, системности и комплексное использование политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона №-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Концепция) установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Подпунктом «а» пункта 12 Концепции установлено, что одним из направлений противодействия терроризму является предупреждение (профилактика) терроризма.
В силу подп. «б» п. 13 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем направлениям, одним из которых является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Проверкой установлено, что состояние антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений городского округа не отвечает требованиям перечисленного законодательства, имеются грубые упущения в работе по формированию материально-технической базы, что влечет за собой угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся и их работников.
В соответствии с подп. «а, б, в» п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Согласно подп. «а, г, д» п. 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов, исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Положениями подп. «б, г, д» п. 25 Требований определено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» Изобильненского городского округа, относящееся к третьей категории опасности, не оборудовано стационарными или ручными металлоискателями, что нарушает подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона №Э1-ФЗ, п. п. 1, 2, 5, 7 ст. 2, п. п. 1, 3 ст. 5.2, п. 3.1 ст. 5 Закона №-Ф3, п. 15 ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №-Ф3, подп. «а, б, в» п. 17, подп. «а, г, д» п. 19, подп. «а, б, в, е, з» п. 20, подп. «д» п. 25 Требований.
Органом местного самоуправления и его структурными подразделениями в период с 2021 по 2022 годы, в истекшем периоде 2023 года не рассматривались вопросы о возможности выделения из бюджетов различных уровней денежных средств в целях устранения указанных существенных нарушений антитеррористической защищенности образовательных учреждений, соответствующие ходатайства в министерство образования <адрес> не направлялись, на заседания Думы Изобильненского городского округа <адрес> не выносились.
Выявленные нарушения законодательства послужили основанием внесения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе Изобильненского городского округа <адрес> представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено и удовлетворено (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №).
По результатам проведения прокуратурой района анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений по результатам принятия мер прокурорского реагирования установлено, что допущенные нарушения законодательства не устранены.
На основании ответа на запрос начальника отдела образования администрации Изобильненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № устранить нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием средств на данные цели в бюджете Изобильненского городского округа <адрес>. В случае предоставления субсидий планируется до 2024 года оснастить школы округа системой контроля и управления доступом.
Учитывая характер выявленных нарушений закона, необходимость материальных затрат для их устранения и наличие субсидиарной ответственности администрации Изобильненского городского округа <адрес> по обязательствам как учредителя муниципального образовательного учреждения, расходы по устранению выявленных нарушений следует возложить также и на администрацию Изобильненского городского округа <адрес> за счёт средств соответствующего бюджета.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.