РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Пасечниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Букиным П.А.,
с участием
помощника прокурора города Донской Тульской области Косинова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-777/2023 по исковому заявлению прокурора города Донского Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» о понуждении разместить знаки о запрете курения,
установил:
прокурор города Донского Тульской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14» о понуждении разместить знаки о запрете курения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Донского Тульской области проверкой соблюдения законодательства об образовании, об охране здоровья граждан, и законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», установлено, что в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что при входе на территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», при входе на территорию школы, на дверях и в помещениях туалетов, в здании школы, на двери и в помещении спортивного зала, на двери и в помещении столовой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», не размещены знаки о запрете курения, что в свою очередь, представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних от воздействия окружающего табачного дыма.
Утверждает, что ранее, по результатам проведенной проверки, прокуратурой города в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» внесено представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства.
Ссылается на то, что по состоянию на 15.05.2023 требования прокуратуры не исполнены.
Отмечает, что неисполнение требований законодательства об охране здоровья граждан, об образовании и законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, может привести к нарушениям прав и законных интересов несовершеннолетних к причинению вреда жизни и здоровья и как следствие к нарушению прав на безопасное образование.
Просит суд обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» разместить, знаки о запрете курения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца - помощник прокурора города Донского Тульской области Косинов И.С. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» в лице директора Пятикоповой Р.И. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с п.п. 3, 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.15, ч.1, пп. 2,3 ч.6, ч.7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пп.8,9 ч.1, ч.2 ст.41, Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно пп.1,2 ч.1, ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья, являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч.1,2,3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, согласно ст. 4 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации; приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций и др.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.
В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которому и порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 Требований к знаку о запрете курения и порядку его размещения, утвержденных, приказом Минздрава России от 20.02.2021 № 129н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения», знак размещается у каждого входа (выхода) на территории, в помещениях и на объектах, определенных Федеральным законом от 23.02.2013 №14-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов запрещено, (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране здоровья граждан, и законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14».
В ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что при входе на территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» на дверях и в помещениях туалетов, в здании школы, на двери и в помещении спортивного зала, на двери и в помещении столовой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», не размещены знаки о запрете курения, что в свою очередь, представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних от воздействия окружающего табачного дыма.
Ранее, по результатам проведенной проверки, прокуратурой города в адрес заведующей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» внесено представление 10.05.2023 об устранении выявленных нарушений указанного законодательства.
По состоянию на 15.05.2023 требования прокуратуры не исполнены.
Неисполнение требований законодательства об охране здоровья граждан, об образовании и законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, может привести к нарушениям прав и законных интересов несовершеннолетних к причинению вреда жизни и здоровья и как следствие к нарушению прав на безопасное образование..
Доказательств обратного представителем ответчика администрации муниципального образования город Донской, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истца, обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» разместить, знаки о запрете курения в срок до 01.09.2023. Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для совершения перечисленных действий.
Руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №14» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №14» ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.06.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░