5-1026/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть оглашена 10.08.2022 в 16.30 часов
Мотивированное постановление изготовлено 10.08.2022 года в 18.00 часов
г.Кострома 10 августа 2022 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Муравьева Е.А., с участием
лица, привлекаемого к административной ответственности Малышевой С.С.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - заместителя начальника отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Четвертухина Г.Н.,
прокурора Толковиткиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, в отношении
Малышевой С.С., ..., ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л :
<дата> на основании решения о проведении внепланового рейдового осмотра от <дата> №№, принятого начальником инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) С.Е. Голиковой на основании требования прокуратуры Костромской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от <дата> № проведен рейдовый осмотр с взаимодействием с контролируемым лицом в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя бывшей Кузнечной и Гашеевой слобод, у Вологодской и Галичской дорог», XIV - XVIII вв. в границах земельного участка по адресу: <адрес> (далее -Участок).
В рамках рейдового осмотра установлено, что на территории объекта культурного наследия в границах Участка проведены демонтажные, земляные и строительные работы на многоквартирном жилом доме: установлен бетонный фундамент (плита), возведены стены из пеноблоков, устроена скатная кровля с металлическим покрытием. Общая площадь производства земляных и строительных работ составила 59,9 кв.м. согласно результатам инструментального обследования. На прилегающей территории размещены используемые для строительных работ материалы (бревна, кровельные картины, пеноблоки), а также строительный мусор от демонтажа ранее существовавших конструкций, отвалы грунта.
Мероприятия по сохранению объекта культурного наследия «Участок культурного слоя бывшей Кузнечной и Гашеевой слобод, у Вологодской и Галичской дорог», XIV - XVIII вв. не проведены: проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не согласовывался, уведомление о начале археологических полевых работ на месте демонтажных, земляных и строительных работ с приложением копии разрешения (открытого листа) Министерства культуры РФ в инспекцию не поступало, отчет о результатах археологических полевых работ в инспекцию не сдан. Следовательно, нарушены требования пункта 5 статьи 5.1, пунктов 1-3 статьи 36, статьи 45.1, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.05.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», имеются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Малышева С.С. указала, что в начале 2022 года ею были начаты работы (земляные, строительные и др.) по капитальному ремонту <адрес>. До начала производства указанных работ она обратилась в Управление архитектуры и строительства Администрации г. Костромы по вопросу получения разрешения на строительство в виде капитального ремонта квартиры. Ею был получен ответ, что как таковое разрешение на капитальный ремонт квартиры не требуется. В инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области она не обращалась для получения разрешения на проектирование и проведение археологических полевых работ, поскольку не знала, что земельный участок, на котором производились строительные работы, относится к объектам культурного наследия.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Четвертухин Г.Н. поддержал составленный им протокол об административном правонарушении по основаниям, изложенным в нем. Просил привлечь Малышеву С.С. к административной ответственности, полагая при этом, что совершенное Малышевой С.С. правонарушение не является малозначительным, в обоснование чего предоставил суду расчет ущерба, причиненного объекту культурного наследия в результате проведения капитального ремонта <адрес> Малышевой С.С. Размер наказания оставляет на усмотрение суда.
Прокурор полагает требования административного органа законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Под сохранением объекта археологического наследия согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 36 Федерального закона строительные и иные работы на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения требований к режиму использования земельного участка, установленного статьей 5.1 Федерального закона, при наличии в проектной документации разделов о проведении спасательных археологических полевых работ либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, и при условии реализации указанных разделов (планов).
Проведение спасательных археологических полевых работ в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45.1 Федерального закона проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в настоящее время - Министерством культуры Российской Федерации).
Согласно статье 47.3 Федерального закона правообладатель земельного участка, в границах которого расположен объект культурного (археологического) наследия, обязан соблюдать ряд установленных указанной нормой обременений.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из материалов дела следует, что объект культурного наследия «Участок культурного слоя бывшей Кузнечной и Гашеевой слобод, у Вологодской и Галичской дорог», XIV - XVIII вв. принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения» (опубликовано в «СП-нормативные документы» от 21.03.2006).
Объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за № в качестве объекта культурного наследия федерального значения (приказ Минкультуры России от 07.10.2015 №5740-р). Сведения об объекте культурного наследия размещены на официальном сайте Инспекции (http://ikn.kostroma.gov.ru/) в силу требований п.9 ст.20 Федерального закона.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> Участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
При сопоставлении технического паспорта на жилой дом и земельный участок по <адрес> составленного по состоянию на <дата>, и фотофиксации к протоколу осмотра от <дата> установлено, что демонтажные, земляные и строительные работ на многоквартирном доме проводятся в объеме <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе Малышевой С.С. (... доли) с <дата>. Малышева С.С. зарегистрирована с <дата> по адресу: <адрес> (справка от <дата> № МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан»).
На основании изложенного, Малышева С.С. как собственник объекта культурного наследия обязана была выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия: согласовать проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, уведомить о начале археологических полевых работ на месте демонтажных, земляных и строительных работ с приложением копии разрешения (открытого листа) Министерства культуры РФ, сдать в Инспекцию отчет о результатах археологических полевых работ.
Поскольку подобного Малышевой С.С. выполнено не было, ею совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вина Малышевой С.С. подтверждается следующими доказательствами: протоколом по делу об АП от <дата>, требованием Прокуратуры Костромской области о проведении контрольного мероприятия от <дата>, решением о проведении внепланового рейдового осмотра от <дата>, актом рейдового осмотра от <дата>, протоколом осмотра от <дата> с фототаблицей, протоколом опроса Малышевой С.С. от <дата>, протоколом инструментального обследования от <дата> с фототаблицей, техническим паспортом, выпиской из ЕГРН, справкой ЦРГ, документами, подтверждающими статус Объекта культурного наследия, и другими материалами дела.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения, пресеченного моментом его выявления, не истек.
Суд, исследовав и оценив характер допущенного правонарушения, учитывая обстоятельства его совершения, не находит оснований для признания его малозначительным, поскольку правонарушение связано с объектом культурного наследия, историческая ценность которого в связи с проводимыми работами может быть утрачена.
При назначении наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства, влияющие на наказание.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, смягчающим наказание обстоятельством является совершение правонарушения впервые, признание вины.
С учетом обстоятельств дела и характера правонарушения не нахожу никаких исключительных обстоятельств, позволяющих применить к Малышевой С.С. положения ст.4.1 ч.2.2, 2.3 КоАП РФ. Считаю, что цели наказания будут достигнуты путем назначения Малышевой С.С. наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании ст. 29.5-29.11 КоАП Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
Малышеву С.С., <дата> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Разъяснить, что при неуплате суммы штрафа в течение 60 дней штраф будет взыскан в принудительном порядке (ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ) и лицо, не уплатившее в срок штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента его получения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Е.А. Муравьева