Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-194/2024 ~ М-153/2024 от 07.06.2024

Дело № 2-194/2024 г.

УИД: 08RS0014-01-2024-000283-85

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июня 2024 года. с. Яшалта.

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего – судьи Дрей В.Д.,

при секретаре судебного заседания – Теперик Е.В.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Яшалтинского района РК Очирова Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав социально незащищенной категории граждан,

у с т а н о в и л:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд к Администрации Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту Администрация Багатугтунского СМО РК), мотивируя следующим. В декабре 2023 года прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав социально-незащищенных категорий граждан в деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлено нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, выразившееся в том, что при входе в здание администрации на контрастном фоне отсутствуетинформационная тактильная или тактильно-звуковая схема, отображающая информацию о помещениях в здании, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес учреждения вынесено представление, но до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Просит суд обязать Администрацию Багатугтунского СМО РК приобрести и установить вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, и иной значимой информации выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В судебном заседании прокурор Очиров Э.С. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Администрации Багатугтунского СМО РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Главой Багатугтунского СМО РК Забейворота И.Н. в суд представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации, указав, что исковые требования признает.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Согласно статье 14 названного закона, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункты 5,6 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Требованиями к обеспечению входа и передвижения техническими средствами связи, информации и сигнализации, доступные для малоподвижных групп населения установлены в разделе 6.5 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр, с учетом изменений внесенных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. № 833/пр.

Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Пунктом 6.5.12 СП 59.13330.2020 установлено, что системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр. В зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т. п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).

Из материалов дела следует, что в декабре 2023 года в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты прав социально-незащищенных категорий граждан в деятельности Администрации Багатугтунского СМО РК выявлено, что при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, информационная тактильная или тактильно – звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, а также направляющие тактильно-контрастные указатели, в связи с чем в адрес ответчика 22 декабря 2023 года внесено представление.

15 мая 2024 года Администрацией Багатугтунского СМО РК по результатам рассмотрения представления сообщено, что в виду отсутствия денежных средств на балансе, администрация Багатугтунского СМО РК не может установить таблички. При поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования таблички будут приобретены и установлены.

Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.09.2013 № 1397-О, в соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, отсутствие денежных средств и иных ресурсов, на что ссылается административный ответчик, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода требований законодательства.

Судом установлено, что ответчиком не осуществлен комплекс мер направленных на возможность реализации социально-незащищенным категориям граждан, а именно инвалидов по зрению права доступа к информации об объектах предоставляющих муниципальные услуги, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации, а также создает препятствие для реализации прав граждан указанной категории, что в целом не способствует реализации целей государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.

Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Статьей 52 указанного выше закона предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку здание администрации является объектом социальной инфраструктуры, ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов в силу требований закона. В этой связи, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не принимается судом во внимание, так как муниципальное образование имеет свой собственный местный бюджет и способен выделить средства на указанные нужды, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Багатугтунского СМО РК исполнения обязанности по устранению допущенных нарушений.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» даны разъяснения о том, что при установлении срока установленного частью 2 статьи 206 ГПК РФ, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время ответчиком действий, а также финансового положения ответчика, находит обоснованным установить срок – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░: 0812900534) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020 «░░░░ 35-01-2001 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.12.2020 ░░░░ № 904/░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░.░.

2-194/2024 ~ М-153/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Багатугтунского СМО РК
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Дрей Владимир Дмитриевич
Дело на сайте суда
yashaltinsky--kalm.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее