Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2321/2022 от 01.04.2022

Дело № 2-2321/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года                гор. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при видении протокола помощником судьи – Тимощенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сотниковой Л. В. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным решения о невключении в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля - сентября 2019 года, возложении обязанности, восстановлении срока на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Сотникова Л.В. обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании недействительным решения о невключении в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате паводка, возложении обязанности включить в списки, ссылаясь на то, что является собственником доли (иные данные) жилого (адрес) по пер.Мылкинскому в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес). В результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 года №623-рп жилой дом был затоплен и 9 декабря 2019 года признан непригодным для проживания. На ее обращение к ответчику с заявлением на предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, уведомлением №(№) от (дата) ей отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны поврежденными в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку согласно заключению по результатам технического обследования жилого дома, принадлежащая ей доля является самостоятельным одноквартирным зданием жилого назначения, то есть, имеет отдельный вход, кухню, помещения для проживания, отдельное электроснабжение, водоснабжение, является частью жилого дома, самостоятельным жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ), полагала отказ незаконным. В жилом помещении она проживала с сыном ФИО, где они зарегистрированы по месту жительства, иного жилья ни она, ни сын не имеют. Так как у собственников второй части жилого дома есть иное жилье, право на выплату они не имеют, в связи с чем при долевой собственности получить выплату не представляется возможным. С учетом уточнения, просит признать незаконным отказ, выраженный уведомлением №(№) от (дата) об отказе во включении ее в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обязать ответчика в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу включить ее в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Истец Сотникова Л.В. в зал судебного разбирательства не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.

Представитель истца Тимонин М.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности исковые требования поддержал, указав, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в связи с тем, что ее единственное жилье стало непригодным для проживания в результате наводнения, вместе тем соблюсти порядок подачи документов для ее получения не представляется. Жилой дом всегда был самостоятельным жилым помещением, однако по формальным основаниям, был зарегистрирован в долевую собственность. Поскольку второй собственник жилого помещения на намерен отказываться от своего имущества совместная подача заявления исключена. Полагал, что отсутствие механизм реализации гражданином своих прав, гарантированных Конституцией РФ, Законом №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства Хабаровского края №440-пр не может служить препятствием для их реализации. Кроме того, полагал, что права государства и третьих лиц нарушены не будут, поскольку повторность предоставления мер социальной поддержки в случае неотчуждения вторым сособственником имущества исключена.

Представитель Тимонин М.А. в ходе судебного разбирательства увеличил исковые требования, просит суд: ввиду отказа ответчиков и длительного судебного спора срок для получения выплаты пропущен. Согласно п. 2.1 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края «Для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 01 октября 2020 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку». восстановить Сотниковой Л. В. срок для перечисления денежных средств (предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля- сентября 2019г.).

Третье лицо ФИО, в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке. ранее исковые требования Сотниковой Л.В. поддержал.

Третье лицо Генераленко Т.С. полагала исковые требования заявленными не обоснованно, намерения отказаться от принадлежащей ей доли в праве собственности на жилой (адрес) по пер.Мылкинскому и права собственности на земельный участок не имеет. Полагает, что указанным решением она может быть лишена своей доли собственности. Также поагает, что, поскольку площадь жилых помещений не поделена идеально, то ее право также будет нарушено. Намерен пользоваться земельным участком и проживать в принадлежащем ей жилом помещении, которое после приобретения было отремонтировано, и непригодным не признано, ее доля находится в отличном состоянии.

Третьи лица – Правительство Хабаровского края, Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили, при этом ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

В письменном отзыве представитель третьего лица Правительства Хабаровского края Ширяева А.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, указав, что истцу принадлежит доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес) Несмотря на предоставление истцом заключения (дата), раздел имущества, находящегося в общей долевой собственности и выдел из него доли, как это допускает ст.252 ГК РФ, не был осуществлен. Полагала применение Учреждением ст.247 ГК РФ, пп.8 п.2.2, абзаца четвертого п.2.3, п. 2.7 Порядка №440-пр верным. Кроме того, указала, что Порядок №440-пр не предусматривает возможность признания права на получение меры поддержки в судебном порядке. В иске просит отказать.

Выслушав представителя истца, третье лицо Генераленко Т.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено и из материалов дела следует, что Сотниковой Л.В. с (дата) принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), в котором она проживает с сыном ФИО Другим собственником названного дома с 1/2 доли в праве собственности является Генераленко Т.С.

Земельный участок с кадастровым номером (№) с целью эксплуатации (иные данные) доли жилого дома по адресу (адрес), (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре (адрес) на основании договора купли-продажи земельного участка от (дата) принадлежит Генераленко Т.С.

Согласно сведениям о регистрации по месту жительства Сотникова Л.В. и её сын ФИО зарегистрированы по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес).

В связи с выпадением обильных осадков и подъёмом уровней воды в реках Хабаровского края распоряжением Правительства Хабаровского края от 19 июля 2019 г. № 623-рп на некоторых территориях Хабаровского края, в том числе в границах города Комсомольска-на-Амуре, с 29 июля 2019 г. был введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

По заключению межведомственной комиссии от (дата) (№)-НП по оценке соответствия индивидуальных жилых домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года., назначенной распоряжением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-ра, жилое помещение в доме, расположенном по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), которое занимают Сотникова Л.В. и её сын ФИО, признано непригодным для проживания.

На основании указанного заключения постановлением главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), признано непригодным для проживания.

Распоряжением Правительства Хабаровского края №623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №1688-па от 1 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) (№)-па на основании заключения 126-НП от (дата) городской межведомственной комиссии по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «(адрес)», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года жилое помещение с кадастровым номером (№) расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), (адрес), (адрес) признано непригодным для проживания.

Сотникова Л.В. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о включении ее и члена ее семьи ФИО в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории (адрес) в период с июля по сентябрь 2019 года.

Уведомлением №(№) от (дата) Сотниковой Л.В. сообщено о том, что она и член ее семьи не включены в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории (адрес) в период июля - сентября 2019 года в соответствии с подп.«а», пунктом 2.7 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - сентябре 2019 года, по причине, в частности отсутствия документов всех участников долевой собственности на утраченное жилое помещение.

Обстоятельства, как они установлены судом, подтверждаются исследованными доказательствами: выпиской из домовой книги, свидетельства о государственной регистрации права (№), заключения по результатам технического обследования жилого помещения (квартиры/части (№)) с кадастровым номером (№), расположенного в индивидуальном жилом доме блокированной застройки по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), (адрес), (адрес) оценкой возможности его выделения в самостоятельное блокированное здание в соответствии с действующими строительными нормами и правилами от (дата), заявления №(№) от (дата), уведомления №(№) от (дата), постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па, заключения межведомственной комиссии 126-НП от (дата).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 года №1327 установлен порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций.

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

В соответствии с п.5 Правил №1327 трансферты предоставляются, в том числе, на предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания.

Перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил №1327, по форме согласно приложению №4 (п.17 Правил №1327).

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 настоящих Правил, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения (п.18 Правил №1327).

Учитывая, что перечисленные из Российской Федерации Хабаровскому краю трансферты являются целевыми денежными средствами, выплата на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного может предоставляться исключительно в соответствии с Правилами №1327 гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания при условии дачи такими гражданами обязательства о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. Отчуждение указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (п.19 Правил №1327).

В целях реализации Правил №1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года №440-пр утверждены Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в иле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, а также Порядок безвозмездного отчуждения гражданами, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, жилых помещений (жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены) органами местного самоуправления.

Согласно подп.«а» п.1.2 Порядка, действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений, предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Заявление на предоставление меры социальной поддержки и необходимые документы подаются в краевое казенное учреждение – центр социальной поддержки населения по месту нахождения поврежденного жилого помещения собственником (участником общей собственности) поврежденного жилого помещения (п.2.1 Порядка).

Заявление с приложением документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, представляется гражданами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 настоящего Порядка, лично в Учреждение (п.2.3 Порядка).

Согласно подп.13 п.2.2 Порядка к заявлению прилагаются, в частности обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Как следует из подп.«б» п.1 Порядка безвозмездного отчуждения гражданами, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, жилых помещений (жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены) органами местного самоуправления условием предоставления мер социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах «а» пункта 6 Правил, утратившим жилое помещение, проживавшим в жилом помещении, расположенном на территории произошедших чрезвычайных ситуаций, принадлежавшем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, является данное гражданами, указанными в подпункте «а» пункта 6 Правил, обязательство о безвозмездном отчуждении такого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено), в муниципальную собственность.

По смыслу приведенных нормативных положений действующих и подлежащих применению ответчиком Правил №1327 и Порядка №440 условием предоставления мер социальной поддержки Сотниковой Л.В. в связи с признанием жилого (адрес) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре непригодным для проживания является предоставленное участниками долевой собственности обязательства о безвозмездном отчуждении такого жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность.

С целью оценки возможности выделения жилого помещения, расположенного в индивидуальном жилом доме блокированной застройки по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), в самостоятельное блокированное здание Сотникова Л.В. обратилась в ООО «Инженерно-консультационная фирма «Альтернатива», которым было произведено техническое обследование жилого помещения (квартиры/части (№)), расположенного по названному адресу. Согласно заключению ООО «Инженерно-консультационная фирма «Альтернатива» от (дата) (адрес) жилом доме, расположенном по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), является автономным жилым блоком.

Статьёй 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также - Правила; здесь и далее название и нормы Правил приведёны в редакции, действовавшей на момент обращения Сотниковой Л.В. - (дата) - в Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре).

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо утрачены (разрушены).

В пункте 5 Правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

В пункте 6 Правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами.

В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт «а» пункта 6 Правил).

Пунктом 8 Правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 19 июля 2019 г. № 623-рп на некоторых территориях Хабаровского края, в том числе в границах города Комсомольска-на-Амуре, с 29 июля 2019 г. был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятной паводковой обстановкой на всей территории Хабаровского края в результате выпадения обильных осадков и подъёмов уровней воды на реках Хабаровского края.

В связи с указанной чрезвычайной ситуацией природного характера и в целях реализации Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327, Правительством Хабаровского края принято постановление от 26 октября 2019 г. № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» (далее - постановление от 26 октября 2019 г. № 440-пр).

В пункте 1 постановления от 26 октября 2019 г. № 440-пр приведён перечень мероприятий в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края. Среди этих мероприятий - выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации. Механизм предоставления данных выплат определён утверждённым постановлением от 26 октября 2019 г. № 440-пр Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее также - Порядок).

Согласно подпункту «а» пункта 1.2 раздела 1 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В силу подпункта 1 пункта 1.3 раздела 1 Порядка к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2 раздела 1 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 1.4 раздела 1 Порядка определено, что выплата может быть использована гражданами на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (подпункт «а»), на строительство жилых помещений (подпункт «б»).

В пункте 1.5 раздела 1 Порядка указано, что мера поддержки, установленная этим порядком, выбирается гражданами самостоятельно, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

В пунктах 1.8 и 1.9 раздела 1 Порядка приведён механизм расчёта размера выплаты на приобретение или строительство жилых помещений. В частности, размер такой выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения 42 кв.метра на семью из двух человек.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 Порядка, не позднее 1 октября 2020 г. подают заявление в краевые государственные казённые учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению № 1 к Порядку.

Пунктом 2.2 раздела 2 Порядка определён перечень документов, прилагаемых к заявлению для получения мер поддержки, в их числе документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации - для граждан, являющихся собственниками утраченного жилого помещения; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2 раздела 1 Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Из положений пункта 2.3 раздела 2 Порядка следует, что заявление и документы, указанные в пунктах 2.1, 2.2 раздела 2 Порядка, подаются в учреждение собственником утраченного жилого помещения и членами его семьи; нанимателем утраченного жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи; совместно участниками общей собственности и членами их семьи - в случае если утраченное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой либо совместной собственности.

Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.2 названного раздела, формирует и направляет в министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - министерство) списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле-сентябре 2019 г., оформленные в соответствии с приложением № 3 к Правилам (пункт 2.6 раздела 2 Порядка).

В пункте 2.7 раздела 2 Порядка приведены основания для невключения граждан в списки для получения мер поддержки. Среди них - представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.2 разделом 2 Порядка (подпункт «в» пункта 2.7 раздела 2 Порядка).

Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Хабаровского края следует, что граждане Российской Федерации, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Хабаровского края.

Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Хабаровского края, жилые помещения которых были утрачены, то есть были повреждены и признаны непригодными для проживания либо разрушены, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края, меры социальной поддержки предоставляются в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Такая мера социальной поддержки направлена на обеспечение жильём граждан взамен принадлежавшего им на праве собственности или занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

Обязательными условиями для получения названной выплаты являются: признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. При этом на граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения и претендующих на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложено обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности таких граждан жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность.

Право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение мер государственной поддержки. При этом перечень оснований для отказа во включении в названный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Ответчик в обоснование отказа в удовлетворении заявления о предоставлении мер социальной поддержки Сотниковой Л.В. ссылается на то, что принадлежащая ей доля в праве собственности на жилой дом самостоятельным жилым помещением не является, а обязательство Сотниковой Л.В. об отчуждении доли в праве собственности на жилой дом не является достаточным для предоставления мер социальной поддержки. Однако ответчиком не принято во внимание, что по смыслу приведённых нормативных положений право граждан Российской Федерации, проживавших на территории Хабаровского края на момент чрезвычайной ситуации природного характера в июле-августе 2019 г., на меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения связано с утратой ими в результате этой чрезвычайной ситуации единственного жилого помещения, а не доли в праве собственности на это жилое помещение.

Понятие жилого помещения приведено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе части дома, квартиры, части квартиры, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее также - Положение).

Так, в числе оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания согласно пункту 33 названного положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Приведённые нормативные положения о понятии жилого помещения, критериях и основаниях признания жилого помещения непригодным для проживания в их взаимосвязи с нормативными положениями об основаниях предоставления гражданам Российской Федерации, чьи жилые помещения были утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Хабаровского края в июле-августе 2019 г., судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены не были, вследствие чего не дана правовая оценка приводимым Сотниковой Л.В. доводам и представленным ею в подтверждение этих доводов доказательствам (заключению межведомственной комиссии от (дата), заключению ООО «Инженерно-консультационная фирма «Альтернатива» от (дата), составленным по результатам обследования занимаемого Сотниковой Л.В. изолированного жилого помещения в (адрес) по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре (адрес)) об утрате ею в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, представляющего собой часть жилого дома в виде изолированного помещения, имеющего отдельный вход, кухню, помещение для проживания, отдельное электроснабжение, водоснабжение, а также о сложившемся между сособственниками названного жилого дома - Сотниковой Л.В. и Генераленко Т.С. - порядке пользования жилым домом. Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа Сотниковой Л.В. в удовлетворении исковых требований на то, что второй участник долевой собственности на жилой дом по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), Генераленко Т.С. необходимое обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность доли в праве собственности на признанное непригодным для проживания жилое помещение и земельный участок, на котором оно располагается, не представила, неправомерна. В силу приведённого правового регулирования оснований предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, утратившим жильё в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории (адрес) в июле-августе 2019 г., право таких граждан на получение мер социальной поддержки связано с признанием в установленном законом порядке принадлежавшего им жилого помещения непригодным для проживания и отсутствием у таких граждан иного жилого помещения. При этом реализация данного права применительно к спорным отношениям не поставлена в зависимость от наличия волеизъявления другого сособственника жилого дома, в котором находится жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

Ответчиком, указавшим в своем уведомлении на отсутствие оснований для включения Сотниковой Л.В. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории (адрес) в июле-августе 2019 г., ввиду непредставления Генераленко Т.С. (второй участник долевой собственности на жилой дом по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес)) обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, не приняты во внимание доводы Сотниковой Л.В. о том, что постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па именно занимаемое Сотниковой Л.В. жилое помещение в жилом доме, расположенном по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (адрес), указанное в данном постановлении как (адрес), признано непригодным для проживания, при этом данных о признании всего названного жилого дома непригодным для проживания в деле не имеется, а Генераленко Т.С. права на меры социальной поддержки не имеет ввиду наличия иного жилья.

Суждение ответчика и третьих лиц, полагавших требования Сотниковой Л.В. не подлежащими удовлетворению в том числе в связи с тем, что отсутствие данных о выделе жилого помещения в натуре исключает возможность принятия администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в муниципальную собственность доли в праве собственности на жилое помещение, признанное непригодным для проживания, и земельного участка, на котором оно располагается, как и осуществления дальнейших полномочий в отношении переданного в муниципальную собственность имущества, неправомерно. Эти обстоятельства не могут служить препятствием для решения вопроса о предоставлении гражданину Российской Федерации мер социальной поддержки в связи с утратой им жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Хабаровского края в июле-августе 2019 г.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П, от 14 января 2020 г. № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, чьи жилые помещения были утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Хабаровского края в июле-августе 2019 г., выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное и социальное положение будет значительно ухудшено, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора по иску Сотниковой Л.В. учтена и применена не была.

Разрешая требование о восстановлении срока на получение мер социальной поддержки, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст.11 Конституции РФ Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В силу ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Учитывая изложенное, суд полагает, что истец обращалась в установленном законом порядке в суд за защитой своих, как она полагала, нарушенных прав. Первый судебный акт состоялся (дата), то есть на момент, когда программа социальной поддержки являлась действующей, судебный акт второй инстанции состоялся (дата). судебный акт кассационной инстанции состоялся (дата). Последний судебный акт, принятый Верховным Судом РФ датирован (дата). Таким образом суд полагает, что в 2020 году истец не получила меру поддержки и не реализовала ее по уважительной причине, в связи с чем требование о восстановлении срока является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и восстановлении срока предоставлении социальной поддержки вплоть до ее фактического предоставления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сотниковой Л. В. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным решения о невключении в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля - сентября 2019 года, возложении обязанности, восстановлении срока на получение мер социальной поддержки- удовлетворить.

Признать незаконными Уведомления КГКУ «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре» №(№) от (дата) об отказе во включении Стниковой Л. В. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обязать ответчика в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу включить ее в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Восстановить Сотниковой Л. В. срок для перечисления денежных средств (предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля- сентября 2019г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                            О.О. Устьянцева-Мишнева

2-2321/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сотникова Лариса Викторовна
Ответчики
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре»
Другие
Генераленко Татьяна Сергеевна
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Сотников Ильгар Алиевич
Кожевникова Наталья Александровна
Правительство Хабаровского края
Дрига Александр Владимирович
Тимонин Михаил Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
Устьянцева-Мишнева Оксана Олеговна
Дело на странице суда
centralny--hbr.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022Дело оформлено
20.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее