Дело № 2-453/2022
УИД 02RS0002-01-2022-000625-07
Категория дела 2.211
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2022 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Имангажиновой Е.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах Т.А,Б., исковому заявлению Т.А,Б. к Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Алтай «<адрес> больница», Министерству здравоохранения Республики Алтай о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить издельями медицинского назначения, возмещении расходов на приобретение медицинского изделия, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай обратился в суд в интересах Т.А,Б. к БУЗ РА «<адрес> больница» об обязании обеспечить издельями медицинского назначения, Т.А,Б. уточнила требования к БУЗ РА «<адрес> больница», Министерству здравоохранения Республики Алтай о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить издельями медицинского назначения, возмещении расходов на приобретение медицинского изделия, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Т.А,Б. о необеспечении медицинскими изделиями БУЗ РА «<адрес> больница», по результатам которой установлено, что Т.А,Б. была оказана высокотехнологическая медицинская помощь в виде имплантации ей инсулиновой помпы с системой круглосуточного мониторинга гликемии в 2022 году. Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром включена в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р (позиция 207650). Использование инсулиновой помпы невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Поскольку Т.А,Б. по решению врачебной комиссии по жизненным показателям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечения его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В настоящее время Т.А,Б. состоит на учете в БУЗ РА «<адрес> больница» с диагнозом <данные изъяты> является федеральным льготником. ДД.ММ.ГГГГ материальный истец обратилась с заявлением в БУЗ РА «<адрес> больница» о проведении врачебной комиссии с целью выдачи рецептов на сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набор принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink REAL-Time (ммт-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), водонепроницаемый тестер (ММТ-7726), тестовый разъем (ММТ-7706) единовременно. ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией БУЗ РА «<адрес> больница» вынесено решение «рекомендована смена сенсора каждые 6 дней. Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Р сенсор для круглосуточного мониторирования глюкозы не входит в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В выдаче рецептов отказано в связи с отсутствием непрерывного мониторинга глюкозы в перечне». С указанным решением истец не согласна, полагает, что у нее имеются жизненные показания для получения указанных выше препаратов бесплатно. Во время пребывания Т.А,Б. в стационаре Клинике ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена инсулиновая помпа Medtronik MiniMed Paradigm Veo 754 с функцией LGS (остановка подачи инсулина при низком уровне глюкозы в крови), проводилось непрерывное мониторирование глюкозы с помощью сенсора Enlite ММТ-7008 и трансмиттера MiniLink Real-Time (ММТ-7703). Рекомендовано продолжение инсулинотерапии, смена сенсора каждые 6 дней. В соответствии с заключением главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, у истца <данные изъяты> Замена трансмиттера в случае его неисправности. Указывает, что оснований для отказа в выписке рецепта нет, так как имеются жизненные показания, медицинское изделие зарегистрировано в РФ, входит в стандарт лечения сахарного диабета 1 типа у взрослых, имеются клинические рекомендации. Несмотря на то, что Т.А,Б. в БУЗ РА «<адрес> больница» предъявлен выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ, был дан отказ в обеспечении. В связи с отказом в обеспечении истца сенсорами Enlite, устройством для установки сенсоров, истцом самостоятельно понесены расходы на их приобретение в размере 21 650 рублей. В связи с тем, что истцу вовремя не были предоставлены медицинские изделия, ей причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, у истца нарушился сон, потеряла в весе. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие БУЗ РА «<адрес> больница», Министерства здравоохранения Республики Алтай; возложить обязанность на БУЗ РА «<адрес> больница» выписать Т.А,Б. рецепты на сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набор принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink Real-Time (ММТ-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), тестовый разъем (ММТ-7706) единовременно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям; возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Алтай обеспечить Т.А,Б. сенсорами для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набором принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink Real-Time (ММТ-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), тестовый разъем (ММТ-7706) единовременно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям; взыскать с ответчиков расходы на приобретение сенсора для мониторирования глюкозы Enlite, устройства для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512) на сумму 21 650 рублей, компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей, обратить решение к немедленному исполнению.
Процессуальный истец Яндикова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Материальный истец Т.А,Б. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. Принимая участие в предыдущем судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что на момент рассмотрения дела в суде ей предоставили следующие медицинские изделиями: сенсоры, трансмиттер, устройство для установки сенсора, зарядное устройство, водонепроницаемый тестер. Также пояснила, что на момент приобретения сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite, устройства для установки сенсора One-press Serter, в БУЗ РА «<адрес> больница» за выдачей рецепта на указанные медикаменты она не обращалась.
Представитель ответчика БУЗ РА «<адрес> больница» Махметова Д.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указала, что на день рассмотрения дела в суде Т.А,Б. обеспечена всеми необходимыми медицинскими изделиями. Тестовый разъем не является жизненно необходимым и не может быть предоставлен пациенту бесплатно. Также, полагала, что требования о взыскании убытков в виде понесенных материальным истцом затрат на приобретение сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite, устройства для установки сенсора One-press Serter, не подлежат удовлетворению, поскольку Т.А,Б. самостоятельно приобрела указанные препараты, до обращения в БУЗ РА «<адрес> больница» за предоставлением рецепта на данные препараты.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 №1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные, приведенным выше, положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ) в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
В ходе судебного заседания установлено, что Т.А,Б. является инвалидом <данные изъяты> группы, причина инвалидности «<данные изъяты>».
Согласно выписному эпикризу, Т.А,Б. поставлен диагноз: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Т.А,Б. обратилась в БУЗ РА «<адрес> больница» с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью назначения сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набора принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink Real-Time (ММТ-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), водонепроницаемого тестера (ММТ-7726), тестовый разъем (ММТ-7706) единовременно.
Из медицинского заключения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Т.А,Б. рекомендовано помповая инсулинотерапия: новорапид 43-45 ед/сут через помпу и на заправку инфузионного набора каждые 3 дня, смена сенсора каждые 6 дней. При этом, указано, что согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р сенсор для круглосуточного мониторирования глюкозы не входит в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Согласно заключению главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, Т.А,Б. страдает <данные изъяты>. <данные изъяты>
Исходя из анализа указанных правовых норм следует, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (сенсоры, трансмиттер, устройство для установки сенсора, зарядное устройство, водонепроницаемый тестер) относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены Т.А,Б. бесплатно. Данные медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которыми лежит на ответчиках, необходимы Т.А,Б. для применения жизненно необходимых лекарственных препаратов.
Не предоставление истцу расходных материалов к инсулиновой помпе является бездействием со стороны ответчиков, которое судом признается незаконным, поскольку противоречит требованиям закона по надлежащему оказанию медицинской помощи и поддержанию нормального состояния здоровья истца.
В процессе рассмотрения дела, ответчиками вышеуказанные нарушения были устранены, истцу предоставлены расходные материалы к инсулиновой помпе: сенсоры, трансмиттер, устройство для установки сенсора, зарядное устройство, водонепроницаемый тестер, что подтверждается материалами дела, а также пояснениями самого истца.
Также истцом заявлено требования о возложении обязанности по предоставлению тестового разъема (ММТ-7706).
Согласно ответу ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГГГ «Трансмиттер ММТ-7703WW» (регистрационное удостоверение №ФСЗ 2008/03066 от ДД.ММ.ГГГГ); «Зарядное устройство ММТ-7705WW» (регистрационное удостоверение №ФСЗ 2008/03066 от ДД.ММ.ГГГГ); «тестовыйразъем ММТ-7706» (регистрационное удостоверение №ФСЗ 2008/03066 от ДД.ММ.ГГГГ) поставляются в РФ отдельно. Тестовый разъем ММТ-7706 предназначен для тестирования и проверки работоспособности тресмиттера ММТ-7703WW. Тестер не является необходимым компонентом системы непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени.
Из ответа Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что тестовый разъем ММТ-7706 не входит в комплектацию медицинского изделия «Система постоянного мониторинга глюкозы в режиме реального времени Guardian Real-Time CSS72WSMA». Тестовый разъем Minilink ММТ-7706 согласно инструкции по
применению (страница 314) используется для проверки трансмиттера ММТ-7703 и определения его работоспособности. Данное устройство имеет код ОКП 94 4180 и не входит в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Данное устройство имеется в клинике для проверки режима работоспособности «Системы постоянного мониторинга глюкозы в режиме реального времени Guardian Real-Time CSS72WSMA», а на амбулаторный этап пациенту не выдается. Необходимость его использования на амбулаторном этапе оценивается
врачом амбулаторного звена по месту жительства.
В ходе судебного заседания в качестве специалиста допрошена Налимова А.В., врач-<данные изъяты> БУЗ РА «<данные изъяты>», которая показала, что Т.А,Б. болеет <данные изъяты> поскольку обычная для нее была не эффективна. Т.А,Б. обращалась к свидетелю для изготовления ей медицинского заключения, для составления заявки на бесплатное получение медикаментов. Пояснила, что тестовый разъем не является необходимой составляющей инсулиновой помпы, в случае если произойдет поломка, то помпа подаст об этом сигнал на сенсоре и это будет видно. Эксплуатация инсулиновой помпы возможна без тестового разъема. В случае, если не сработает трансмиттер, Т.А,Б. может перейти на глюкометр.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что тестовый разъем ММТ-7706 не является расходным материалом к инсулиновой помпе Medtronic Paradigm Veo 754 и ее использование по назначению возможно без тестового разъема, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности по бесплатному обеспечению истца тестовым разъемом ММТ-7706 не имеется.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.д.).
Согласно п. 8 указанного Пленума, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Таким образом, неправомерными действиями по несвоевременному обеспечению медицинскими издельями был причинен моральный вред Т.А,Б., выразившийся в нравственных страданиях, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, связанные с действиями, имевшими место со стороны БУЗ РА «<адрес> больница», которые выражены в отказе врачебной комиссии БУЗ РА «<адрес>я больница» в назначении Т.А,Б. расходных материалов к инсулиновой помпе (сенсоры, трансмиттер, устройство для установки сенсора, зарядное устройство, водонепроницаемый тестер).
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер причиненных Т.А,Б. нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, и считает необходимым взыскать с ответчика БУЗ РА «<адрес>я больница» в пользу Т.А,Б. в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 20 000 рублей.
При этом, суд полагает, что основания для взыскания морального вреда с Министерства здравоохранения Республики Алтай не имеется, поскольку Министерство здравоохранения Республики Алтай свои обязательства по выдаче медицинских изделий выполнило после того, как были предоставлены рецепты БУЗ РА «<адрес> больница».
Кроме того, истец просит взыскать с ответчиков ущерб в виде расходов на приобретение сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008), устройства для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512) на сумму 21 650 рублей.
В подтверждение своих доводов Т.А,Б. представила товарную накладную от ДД.ММ.ГГГГ ЦБ-699, из которой следует, что последняя приобрела сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008, в количестве 5 штук, на сумму 17 250 рублей, устройство для установки сенсора One-press Serter ММТ-7512, в количестве 1 штука, на сумму 4 400 рублей, итого: 21 650 рублей.
В соответствии с п. 1 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях.
Из указанного следует, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных препаратов.
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом в силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В ходе судебного заседания установлено, что Т.А,Б. на момент приобретения сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008), устройства для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), ДД.ММ.ГГГГ, не обращалась в БУЗ РА «<адрес> больница» с заявлением о предоставлении ей рецептов на указанные медицинские изделья, с указанным заявлением обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Т.А,Б. не обратилась в БУЗ РА «<адрес> больница» с заявлением о предоставлении ей рецептов, решения об отказе в предоставлении рецептов БУЗ РА «<адрес> больница» не принималось, Т.А,Б. приобрела медицинские препараты самостоятельно, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Алтай, Т.А,Б. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие БУЗ РА «<адрес> больница», Министерства здравоохранения Республики Алтай выразившееся в несвоевременном обеспечении медицинскими издельями.
Возложить на БУЗ РА «<адрес> больница» обязанность выписать Т.А,Б. рецепты на следующие медицинские изделья: сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набор принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink REAL-Time (ммт-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), водонепроницаемый тестер (ММТ-7726).
Возложить на Министерство здравоохранение Республики Алтай обязанность обеспечить Т.А,Б. следующие медицинские изделья: сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008) в количестве 5 штук в месяц; набор принадлежностей (ММТ-7775), куда входят трансмиттер MiniLink REAL-Time (ммт-7703) в количестве 1 штука в год, устройство для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512), зарядное устройство (ММТ-7715), водонепроницаемый тестер (ММТ-7726).
Решение в данной части не подлежит исполнению, поскольку Т.А,Б. обеспечена вышеуказанными медицинскими издельями в добровольном порядке в ходе рассмотрения настоящего дела.
В удовлетворении требований в части возложения обязанности на БУЗ РА «<адрес> больница» выписать Т.А,Б. рецепт на тестовый разъем ММТ-7706, отказать.
В удовлетворении требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить Т.А,Б. тестовым разъемом ММТ-7706 отказать.
Взыскать с БУЗ РА «<адрес> больница» в пользу Т.А,Б. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании с БУЗ РА «<адрес> больница» в пользу Т.А,Б. компенсацию морального вреда 40 000 рублей отказать.
В удовлетворении требований о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Алтай в пользу Т.А,Б. компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей, отказать.
В удовлетворении требований в части взыскания с БУЗ РА «<адрес> больница», Министерства здравоохранения Республики Алтай в пользу Т.А,Б. ущерба в виде расходов на приобретение сенсоров для мониторирования глюкозы Enlite (ММТ-7008), устройства для установки сенсора One-press Serter (ММТ-7512) на сумму 21 650 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.