УИД № 66RS0053-01-2022-003614-26
Мотивированное решение составлено 02.02.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.02.2023 Дело № 2-343/2023
г. Сысерть Свердловской области
Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеева Е.В., с участием представителя истца Барановой Н.А., представителя ответчика Литвиновой С.С., представителя ответчика Хановой Ю.Р., при секретаре Цыгановой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-343/2023
по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Управление) обратилось в суд с исковым заявлением Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища.
В обоснование иска указано, что на территории Арамильского городского округа находятся на балансе, в том числе следующие 2 объекта:
1) полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль (кадастровый помер земельного участка №40817810604900317040. Согласно п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводимся при наличии проектов обоснования санитарно-защитпых зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия па атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия па атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
2) Кладбище: г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль, ул. Садовая. СанПиН1 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади. Санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относится к II классу опасности и составляет 500 м. санитарно-защитная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбище погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ относится к V классу опасности и составляет 50 м. Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (п. 7.1.12 СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При анализе сведений, размещенных в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию установлено следующее: согласно сайта fp.crc.ru у юридического лица отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитной зоны, требованиям санитарных правил и нормативов для объектов: полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область. Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый помер земельного участка №40817810604900317040 кладбище г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль. ул. Садовая.
Указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований: ст. 11, ст.32 п. 1, ст.32 п.3, ст.32 п.2, ст.20 п.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.2.1., 2.2., 4.3. СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.72 СанПиП 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные требования не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений не представлено. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению представления является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную среду и охрану здоровья.
Полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну, от имени Арамильского городского округа осуществляет орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области просит обязать Администрацию Арамильского городского округа в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных по адресам: полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый номер земельного участка 66:33:0101002:604; кладбище г. Арамиль Свердловская область, ул. Садовая, а так же получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарных правил и нормативов.
В судебном заседании от представителя истца Барановой Н.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 сроком до 31.12.2023, поступило ходатайство о прекращении производства по делу в части разработки проекта санитарно-защитной зоны на полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый номер земельного участка 66:33:0101002:604). Производство в данной части прекращено.
В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по СанПину кладбище относят к объектам, являющимися источником воздействия на среду обитания и должны быть установлены размеры санитарной зоны, в зависимости от их площади. 25.05.2022 истцом в адрес ответчика было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства и было предложено разработать проект и получить санитарно-технологическое заключение. На момент предъявления заявления в суд требования не были исполнены и доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.
Представитель ответчика Администрации Арамильского городского округа – Литвинова С.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 сроком по 31.12.2023, в судебном заседании исковые требования истца не признала, пояснила, что Администрация АГО – ненадлежащий ответчик. Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа занимается владением и распоряжением всего муниципального имущества. На них и должна быть возложена обязанность по установлению санитарно-защитной зоны. Вопрос начинает решаться, проект разрабатывается. Ищут компанию совместно с КУМИ, которая будет устанавливать санитарно-защитную зону.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа – Ханова Ю.Р., действующая на основании доверенности от 25.11.2022 сроком до 25.11.2023, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что считают себя ненадлежащими ответчиком. Считает, что все требования должны адресоваться Администрации Арамильского городского округа. Постановлением главы от 12.07.2011 года данный земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование Администрации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154 Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Согласно п. 1 Положения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон. а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон, и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие па окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия па среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера сани тарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия па атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная па основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия па атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п. 3.12 Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов, и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха п физических воздействий па атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Па основании п. 4.3. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены па основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его замести теля па основании): действующих сани тарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Главы Арамильского городского округа от 12.07.2011 № 883, земельный участок площадью 81 995 кв.м. с кадастровым номером 66:33:0101002:605, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Арамиль, ул. Садовая, 7, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Арамильского городского округа, с целевым использование под объект специального назначения (городское кладбище).
Указанный объект – кладбище, находится на балансе Арамильского городского округа.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны 1? зависимости от их площади.
Санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относится к II классу опасности и составляет 500 м. санитарно-защитная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбище погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ относится к V классу опасности и составляет 50 м. Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
25.05.2022 Территориальным отделом Управления Роспотрсбпадзора по Свердловской области в адрес Администрации Арамильского городского округа было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и было предложено обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям сани тарных правил и нормативов.
У ответчика отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны, требованиям санитарных правил и нормативов для объекта: кладбище г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль. ул. Садовая.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов парным правилам.
Согласно п. 4 этой же статьи, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право па благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия па человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Уставом АГО (ст. 33 Устава) в структуру органов местного самоуправления территориального городского округа входит Управление муниципальным имуществом Арамильского городского округа:
комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа – орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом (далее – уполномоченный орган), являемся функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями но решению вопросов местного значения городского округа.
Уполномоченный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
Полномочия уполномоченного органа: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, именно Администрация Арамильского городского округа, как и Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа, являются надлежащими ответчиками по делу
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбищ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбищ, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Арамильского городского округа (ИНН 6652004270, ОГРН 1026602178239), Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа (ИНН 6652009423, ОГРН 1026602178041) обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: г. Арамиль Свердловская область, ул. Садовая, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарных правил и нормативов.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Е. В. Тимофеев.