Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-343/2023 (2-3058/2022;) ~ М-2852/2022 от 21.12.2022

УИД № 66RS0053-01-2022-003614-26

Мотивированное решение составлено 02.02.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.02.2023     Дело № 2-343/2023

г. Сысерть Свердловской области

Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеева Е.В., с участием представителя истца Барановой Н.А., представителя ответчика Литвиновой С.С., представителя ответчика Хановой Ю.Р., при секретаре Цыгановой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-343/2023

по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Управление) обратилось в суд с исковым заявлением Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища.

В обоснование иска указано, что на территории Арамильского городского округа находятся на балансе, в том числе следующие 2 объекта:

1) полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль (кадастровый помер земельного участка №40817810604900317040. Согласно п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводимся при наличии проектов обоснования санитарно-защитпых зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия па атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия па атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

2) Кладбище: г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль, ул. Садовая. СанПиН1 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади. Санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относится к II классу опасности и составляет 500 м. санитарно-защитная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбище погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ относится к V классу опасности и составляет 50 м. Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (п. 7.1.12 СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03).

При анализе сведений, размещенных в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию установлено следующее: согласно сайта fp.crc.ru у юридического лица отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитной зоны, требованиям санитарных правил и нормативов для объектов: полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область. Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый помер земельного участка №40817810604900317040 кладбище г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль. ул. Садовая.

Указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований: ст. 11, ст.32 п. 1, ст.32 п.3, ст.32 п.2, ст.20 п.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52    ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.2.1., 2.2., 4.3. СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.72 СанПиП 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные требования не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений не представлено. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению представления является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную среду и охрану здоровья.

Полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну, от имени Арамильского городского округа осуществляет орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Арамильского городского округа.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области просит обязать Администрацию Арамильского городского округа в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных по адресам: полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый номер земельного участка 66:33:0101002:604; кладбище г. Арамиль Свердловская область, ул. Садовая, а так же получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарных правил и нормативов.

В судебном заседании от представителя истца Барановой Н.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 сроком до 31.12.2023, поступило ходатайство о прекращении производства по делу в части разработки проекта санитарно-защитной зоны на полигон бытовых и промышленных отходов Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль (кадастровый номер земельного участка 66:33:0101002:604). Производство в данной части прекращено.

В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по СанПину кладбище относят к объектам, являющимися источником воздействия на среду обитания и должны быть установлены размеры санитарной зоны, в зависимости от их площади. 25.05.2022 истцом в адрес ответчика было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства и было предложено разработать проект и получить санитарно-технологическое заключение. На момент предъявления заявления в суд требования не были исполнены и доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.

Представитель ответчика Администрации Арамильского городского округа – Литвинова С.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 сроком по 31.12.2023, в судебном заседании исковые требования истца не признала, пояснила, что Администрация АГО – ненадлежащий ответчик. Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа занимается владением и распоряжением всего муниципального имущества. На них и должна быть возложена обязанность по установлению санитарно-защитной зоны. Вопрос начинает решаться, проект разрабатывается. Ищут компанию совместно с КУМИ, которая будет устанавливать санитарно-защитную зону.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа – Ханова Ю.Р., действующая на основании доверенности от 25.11.2022 сроком до 25.11.2023, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что считают себя ненадлежащими ответчиком. Считает, что все требования должны адресоваться Администрации Арамильского городского округа. Постановлением главы от 12.07.2011 года данный земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование Администрации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154 Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Согласно п. 1 Положения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон. а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон, и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие па окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия па среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера сани тарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия па атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная па основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия па атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Согласно п. 3.12 Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов, и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха п физических воздействий па атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Па основании п. 4.3. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены па основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его замести теля па основании): действующих сани тарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Главы Арамильского городского округа от 12.07.2011 № 883, земельный участок площадью 81 995 кв.м. с кадастровым номером 66:33:0101002:605, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Арамиль, ул. Садовая, 7, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Арамильского городского округа, с целевым использование под объект специального назначения (городское кладбище).

Указанный объект – кладбище, находится на балансе Арамильского городского округа.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны 1? зависимости от их площади.

Санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относится к II классу опасности и составляет 500 м. санитарно-защитная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбище погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ относится к V классу опасности и составляет 50 м. Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

25.05.2022 Территориальным отделом Управления Роспотрсбпадзора по Свердловской области в адрес Администрации Арамильского городского округа было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и было предложено обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям сани тарных правил и нормативов.

У ответчика отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны, требованиям санитарных правил и нормативов для объекта: кладбище г. Арамиль Свердловская область, Сыссртский район, г. Арамиль. ул. Садовая.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов парным правилам.

Согласно п. 4 этой же статьи, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право па благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия па человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с Уставом АГО (ст. 33 Устава) в структуру органов местного самоуправления территориального городского округа входит Управление муниципальным имуществом Арамильского городского округа:

комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа – орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом (далее – уполномоченный орган), являемся функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями но решению вопросов местного значения городского округа.

Уполномоченный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.

Полномочия уполномоченного органа: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Таким образом, именно Администрация Арамильского городского округа, как и Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа, являются надлежащими ответчиками по делу

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбищ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Арамильского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбищ, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Арамильского городского округа (ИНН 6652004270, ОГРН 1026602178239), Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа (ИНН 6652009423, ОГРН 1026602178041) обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: г. Арамиль Свердловская область, ул. Садовая, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарных правил и нормативов.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев.

2-343/2023 (2-3058/2022;) ~ М-2852/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СО
Ответчики
Администрация Арамильского городского округа
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Арамильского городского округа
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Тимофеев Евгений Викторович
Дело на сайте суда
sysertsky--svd.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
02.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее