Дело № 2-1049/2019
УИД:21RS0006-01-2019-001191-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Е.Б, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) (далее - Управление) № от ДД.ММ.ГГГГ период работы Ивановой Е.Б. в должности медицинской сестры М. детского ясли-сада <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в ее специальный стаж в календарном порядке. Этим же решением Ивановой Е.Б. отказано во включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периодов нахождения на курсах повышения квалификациив должности медицинской сестры <данные изъяты> больницы с ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с данным решением, Иванова Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконным и отмене его решения № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период работы в должности медицинской сестры в СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца, применить к периоду работы в должности медицинской сестры М. детского ясли-сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление стажа как один год работы за один год три месяца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивировала тем, что в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, работодателем уплачивались страховые взносы, в связи с чем данные периоды должны включаться в специальный стаж. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности медицинской сестры в детском ясли-саду в сельской местности, то есть в должности и в учреждении, дающей право на применение льготного исчисления стажа как один год работы за один год и три месяца.
В судебном заседании истец Иванова Е.Б. указанные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнила, что в спорный период работы вСХПК <данные изъяты> она работала медицинской сестрой профилактория, оказывала медицинскую помощь работникам СХПК и местному населению, занималась иной деятельностью по охране здоровья населения, о своей работе отчитывалась в <данные изъяты> ЦРБ; в трудовых отношениях состояла с СХПК <данные изъяты> заработную плату ей выплачивали там же.
Представитель ответчика- ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе К. ЧР (межрайонного) Г., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, действующей до 01 января 2019 года, установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона №350-ФЗ от 03.10.2018 года, действующей с 01 января 2019 года) установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, с применением положений части 1.1 настоящей статьи, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ч. 1.1. ст. 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При этом в соответствии с частью 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в том числе в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения наступления таких сроков.
Таким образом, с 01.01.2019 года досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный срок составляет в 2019 году 12 месяцев. При этом если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет (ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; приложение 7 к Закону № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
16 июля 2014 года Правительством РФ принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665).
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (далее - Список 2002 года);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список 1999 года);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список 1991 года);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»)- для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516(далее - Правила №516);
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года №781).
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 настоящего постановления, применяются в том числе Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года№ 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (далее - Правила №1066 от 22.09.1999 года), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список 2002 года в разделе «Наименование учреждений» предусматривает больницы всех наименований, в разделе «Наименование должностей» указаны медицинские сестры.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Вся трудовая деятельность истца проходила, в том числе в лечебных учреждениях, расположенных в сельской местности: в М. детском ясли-саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> больнице (правопреемник - <данные изъяты>), начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Спорные периоды работы отражены в трудовой книжке истца (до вступления в брак - Н.) (л.д. №).
Разрешая требование истца о применении к периоду работы в должности медицинской сестры М. детского ясли-сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготного исчисления стажа как один год работы за один год три месяца, суд исходит из следующего.
В спорный период действовали вышеназванные Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждение Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Перечень № 1397 от 17.12.1959 года и Положение № 1397 от 17.12.1959 года).
В указанном Перечне в подразделе 1 раздела II «Врачи и другие медицинские работники» указаны все медицинские сестры независимо от наименования должности, а среди учреждений - детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады.
Управление, руководствуясь Перечнем № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшим до 1 октября 1993 года, включило в специальный стаж истца спорный период работы в ясли-саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Перечень и Положение № 1397 от 17.12.1959 года не предусматривали такого льготного порядка исчисления специального стажа как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
При этом ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, ни действовавшими ранее постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Совета Министров РФ от 6 сентября 1991 года № 464 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Детские ясли, детские сады, детские комбинаты в разделах «Наименование учреждений» Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Следовательно, период работы истца медицинской сестрой детского ясли-сада не подлежит льготному исчислению как 1 год работы за 1 год 3 месяца, ибо нормативно-правовой акт, на основании которого спорный период зачтен в специальный стаж, не предусматривал такое льготное исчисление (Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года).
Относительно требования истца о включении в специальный стаж периода работы в СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Согласно записям в трудовой книжке истец Иванова Е.Б. (до вступления в брак - Н.) работала медицинской сестрой в СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной администрацией <данные изъяты>, следует, что в документах архивного фонда № СХПК <данные изъяты> в протоколах заседаний правления за ДД.ММ.ГГГГ год сведений об увольнении с работы не имеется, за ДД.ММ.ГГГГ год имеются сведения о приеме на работу Н. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № записано: «Н. принять на работу М. профилакторию медицинской сестрой с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления (так в документе)».
В заявленный истцом период действовал вышеназванный Список 1991 года, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 464, который в разделе «Наименование учреждений» не предусматривал сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК).
Действующий в настоящее время Список 2002 года также не содержит такое наименование учреждения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о медицинском профилактории, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 1 июня 1984 года №621 (признан недействующим приказом Минздрава России от 23.12.2002 г. N 398), медицинский профилакторий организуется при молочно-товарных фермах и животноводческих комплексах при наличии 200 и более работающих доярок, животноводов и механизаторов сельского хозяйства, в составе центральных районных больниц, районных больниц, участковых больниц, амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов, в зависимости от местных условий. При меньшем числе этих работников при необходимости отпуск процедур может производиться медицинскими работниками указанных учреждений.
Согласно пунктам 1, 3 и подпункту 6.1 пункта 6 названного Положения медицинский профилакторий - это специально оборудованное и оснащенное помещение, представляемое колхозами и совхозами в целях максимального приближения физиотерапевтической медицинской помощи дояркам, животноводам и механизаторам сельского хозяйства; организация медицинских профилакториев производится с разрешения министерств здравоохранения союзных республик, не имеющих областного деления, автономных республик, краевых и областных отделов (управлений) здравоохранения, после представления колхозами или совхозами соответствующих помещений с необходимым медицинским оборудованием и заключения договора правлением колхоза или дирекцией совхоза с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория; учреждения здравоохранения, в составе которых организуются медицинские профилактории, в установленном порядке назначают на должность медицинских сестер медицинского профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) и прошедших специальную подготовку по физиотерапии.
Таким образом, в любом случае медицинский профилакторий подлежал организации в составе учреждений здравоохранения, которые в установленном порядке назначали на должность медицинских сестер медицинского профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) и прошедших специальную подготовку по физиотерапии.
Вместе с тем истцом не представлено доказательств того, что профилакторий СХПК входил в состав <данные изъяты> центральной районной больницы или иного учреждения здравоохранения, и что истец при работе медсестрой в профилактории СХПК входила в штатный состав центральной районной больницы или иного учреждения здравоохранения.
Сама по себе работа в качестве медицинской сестры, но в организации, не предусмотренной Списками, не дает истцу право на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требования Ивановой Е.Б. о включении в специальный стаж периода работы медицинской сестрой в СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из нижеследующего.
Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены Управлением в специальный стаж истца со ссылкой, что такие периоды не предусмотрены пунктом 5 Правил №516.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной работодателем - <данные изъяты>
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей в спорные периоды, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пункт 9 вышеназванных Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения в этот перечень не входят.
Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды. Факт уплаты страховых взносов в указанные периоды ответчиком не оспаривается.
Поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились предусмотренные законодательством отчисления, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение ответчика в части не включения в специальный стаж работы спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Ивановой Е.Б. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года № месяца № дней, исходя из следующего расчета:
24 года № месяцев № дня (признан ответчиком) + № месяца № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации).
Истец просит назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.
Специальный стаж продолжительностью 25 лет с зачетом в него спорных периодов и при отсутствии периодов, не подлежащих включению в специальный стаж (например, отпуск без сохранения заработной платы), выработан истцом ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, досрочная страховая пенсия по старости с учетом вышеприведенных положений пенсионного законодательства, действующего с 01 января 2019 года (п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), может быть ей назначена лишь через 6 месяцев после выработки необходимого специального стажа. В связи с указанным ее требование о досрочном назначении страховой пенсии по старости с даты обращения за пенсией не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж Ивановой Е.Б, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) включить в специальный стаж Ивановой Е.Б, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Ивановой Е.Б, к ГУ-УПФР в гК. ЧР (межрайонному) о применении к периоду работы в должности медицинской сестры М. детского ясли-сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготного исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 3 месяца, об обязании включить в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры в СХПК <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.