Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1503/2024 (2-9294/2023;) ~ М-8193/2023 от 11.12.2023

№ 2-1503/2024

УИД 10RS0011-01-2023-014050-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                     Сосновской О.Э.,

при секретаре                                  Домрачевой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия КСМ» о возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стройиндустрия КСМ» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Требования мотивированы тем, что ответчиком эксплуатируется производственная площадка (цех металлоконструкций), являющаяся объектом НВОС III категории, и производственная площадка (завод железобетонных изделий) – объект НВОС II категории, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При проведении проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха выявлено, что в нарушение ст. 3, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 6 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , ответчиком не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит возложить на ООО «Стройиндустрия КСМ» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о судебном заседании. В поступивших письменных пояснениях директор общества Г.В.В. указывает, что с целью устранения нарушения требований природоохранного законодательства ДД.ММ.ГГГГ ответчик в добровольном порядке заключил договор с ООО «Северная аналитическая лаборатория» на выполнение проектных работ по разработке мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. В соответствии с п. 2.2 договора срок разработки мероприятий составляет 30 рабочих дней с начала работ (дата зачисления предоплаты), ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведено перечисление суммы предоплаты.

Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом о судебном заседании. В представленном отзыве представитель третьего лица Т.А.В., действующий на основании доверенности, просит исковые требования удовлетворить.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных (преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

В соответствии с п. 3 ст. 19 указанного Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Согласно п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Порядок прогнозов о НМУ).

На основании п. 6 Требований разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ДД.ММ.ГГГГ); сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга; сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097). Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (п. 19 Требований).

Судом установлено, следует из материалов дела, что ООО «Стройиндустрия КСМ» эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемая хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду: Производственная площадка . Цех металлоконструкций (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ, код объекта П), объект отнесен к III категории негативного воздействия на окружающую среду; производственная площадка . Завод железобетонных изделий (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ, код объекта П), объект отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Стройиндустрия КСМ» не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми актами, принимая во внимание, что ответчиком, эксплуатирующим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, не пройдено согласование плана мероприятий с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, учитывая, что в результате бездействия ответчика могут возникнуть чрезвычайные ситуации, которые поставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Доводы ответчика о том, что ответчик в добровольном порядке заключил ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «Северная аналитическая лаборатория» на выполнение проектных работ по разработке мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях основанием для отказа в удовлетворении требований Карельского межрайонного природоохранного прокурора являться не могут, принимая во внимание, что данные действия осуществлены ответчиком после возбуждения в суде настоящего гражданского дела. Оснований считать решение суда исполненным также не имеется, учитывая, что на дату судебного заседания план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не представлен, доказательства направления его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия отсутствуют.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным возложить на ООО «Стройиндустрия КСМ» обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия КСМ» (<данные изъяты>) обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья                                      О.Э. Сосновская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1503/2024 (2-9294/2023;) ~ М-8193/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Стройиндустрия КСМ"
Другие
министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сосновская Олеся Эдуардовна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
07.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее