№ 2-1503/2024
УИД 10RS0011-01-2023-014050-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сосновской О.Э.,
при секретаре Домрачевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия КСМ» о возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стройиндустрия КСМ» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Требования мотивированы тем, что ответчиком эксплуатируется производственная площадка № (цех металлоконструкций), являющаяся объектом НВОС III категории, и производственная площадка № (завод железобетонных изделий) – объект НВОС II категории, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При проведении проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха выявлено, что в нарушение ст. 3, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 6 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит возложить на ООО «Стройиндустрия КСМ» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о судебном заседании. В поступивших письменных пояснениях директор общества Г.В.В. указывает, что с целью устранения нарушения требований природоохранного законодательства ДД.ММ.ГГГГ ответчик в добровольном порядке заключил договор № с ООО «Северная аналитическая лаборатория» на выполнение проектных работ по разработке мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. В соответствии с п. 2.2 договора срок разработки мероприятий составляет 30 рабочих дней с начала работ (дата зачисления предоплаты), ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведено перечисление суммы предоплаты.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом о судебном заседании. В представленном отзыве представитель третьего лица Т.А.В., действующий на основании доверенности, просит исковые требования удовлетворить.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных (преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Согласно ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с п. 3 ст. 19 указанного Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Порядок прогнозов о НМУ).
На основании п. 6 Требований разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ДД.ММ.ГГГГ); сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга; сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097). Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (п. 19 Требований).
Судом установлено, следует из материалов дела, что ООО «Стройиндустрия КСМ» эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемая хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду: Производственная площадка №. Цех металлоконструкций (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, код объекта №П), объект отнесен к III категории негативного воздействия на окружающую среду; производственная площадка №. Завод железобетонных изделий (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, код объекта №П), объект отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Стройиндустрия КСМ» не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми актами, принимая во внимание, что ответчиком, эксплуатирующим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, не пройдено согласование плана мероприятий с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, учитывая, что в результате бездействия ответчика могут возникнуть чрезвычайные ситуации, которые поставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что ответчик в добровольном порядке заключил ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «Северная аналитическая лаборатория» на выполнение проектных работ по разработке мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях основанием для отказа в удовлетворении требований Карельского межрайонного природоохранного прокурора являться не могут, принимая во внимание, что данные действия осуществлены ответчиком после возбуждения в суде настоящего гражданского дела. Оснований считать решение суда исполненным также не имеется, учитывая, что на дату судебного заседания план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не представлен, доказательства направления его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия отсутствуют.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным возложить на ООО «Стройиндустрия КСМ» обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия КСМ» (<данные изъяты>) обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.Э. Сосновская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ