Судья: Лопутнев В.В. адм.дело N 33а-1475/2023
(33а-14848/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской В.Н. и Лёшиной Т.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-248/2022 по апелляционной жалобе ГУФССП Росси по Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 5 июля 2022 г.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Сулейманова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий старшего судебного пристава отдела судебных приставов Нефтегорского и Алексеевских районов УФССП России по Самарской области Веселковой Е.А. по размещению на портале Госулуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. недостоверной информации по исполнительным производствам:
N №, предмет - взыскание исполнительского сбора <данные изъяты> руб.;
N №, предмет - взыскания имущественного характера в пользу бюджетов на сумму <данные изъяты> руб.;
N №, предмет - взыскание задолженности по кредитным платежам на сумму <данные изъяты> руб.
Ссылаясь на то, что сумма задолженности по названным исполнительным производствам составляет <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно, размещение недостоверной информации нарушает ее права как должника, Сулейманова Н.А. просила признать незаконным оспариваемые действия старшего судебного пристава ОСП Нефтегорского и Алексеевского районов Веселковой Е.А., обязав удалить недостоверную информацию.
Решением Нефтегорского районного суда г. Самара от 5 июля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено (л.д. 80-82).
В апелляционной жалобе ГУФССП Росси по Самарской области ставит вопрос об отмене судебного акта как постановленного с нарушением норм материального права (л.д. 91- 92).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу, что решение суда приведенным требованиям отвечает и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела ОСП Нефтегорского и Алексеевского районов находятся исполнительные производства в отношении Сулеймановой Н.А.: N № от ДД.ММ.ГГГГ г. по взысканию в пользу ООО «ХКФ Банк» задолженности по кредитному договору в общей сумме <данные изъяты> руб., N № от ДД.ММ.ГГГГ г. по взысканию в пользу администрации м.р.Нефтегорский неполученного дохода в сумме <данные изъяты> руб., N № от ДД.ММ.ГГГГ г. по взысканию исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб.
Из представленной административным истцом информации с портала Госуслуг от ДД.ММ.ГГГГ г. усматривается наличие сведений о сумме задолженности по исполнительным производствам: N № - <данные изъяты> руб.; N № <данные изъяты> руб.; N № <данные изъяты> руб.
Вместе с тем согласно данным ОПФР по Самарской области по состоянию на 1 декабря 2021 г. остаток долга по исполнительным производствам: N № – <данные изъяты> руб.; N № – <данные изъяты> руб.; N № <данные изъяты> руб.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренной ст. 227 КАС РФ совокупности условий для признания оспариваемых действий незаконными и о восстановлении нарушенного права Сулеймановой Е.А.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что на портале Госуслуг размещена информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. о размере задолженности по исполнительным производствам, должником по которым является Сулейманова Н.А.: N № - <данные изъяты> руб.; N № – <данные изъяты> руб.; N № – <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, согласно данным ОПФР по Самарской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. размер задолженности по исполнительному производству N № составляет <данные изъяты> руб.; по исполнительному производству N № – <данные изъяты> руб.; по исполнительному производству N № – <данные изъяты> руб.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о бездействии старшего судебного пристава по организации работы судебных приставов по исполнению требований исполнительных документов, невыполнении им обязанностей старшего судебного пристава, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона об исполнительном производстве Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
Как следует из части 3 той же статьи закреплено, что общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения исполнительного производства, номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения); требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе; сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; данные об объявлении розыска должника, его имущества; сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона.
Приказом ФССП России от 12 мая 2012 года N 248 утвержден Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде (далее - Порядок).
В силу пунктов 3.1, 3.2 Порядка сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. Сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).
Пунктом 3.3 Порядка в частности предусмотрено, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации возлагается:
для документов, созданных на бумажном носителе с использованием прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа;
для документов, созданных на бумажном носителе без использования прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа или лицо, ответственное за ведение соответствующего номенклатурного дела;
для документов, созданных в электронном виде с использованием электронной подписи, - на автора документа.
Общедоступные сведения банка данных публикуются на официальном интернет-сайте ФССП России. Доступ к ним может осуществляться путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства, а также посредством интерфейса программирования приложений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7.4. Порядка)
Данных о том, что на официальном интернет-сайте ФССП России опубликованы достоверные общедоступные сведения банка данных по исполнительным производствам N № от ДД.ММ.ГГГГ г.; N № от ДД.ММ.ГГГГ г.; N № от ДД.ММ.ГГГГ г. судом первой инстанции не установлено.
Из материалов дела не следует и судом первой инстанции установлено, что старший судебный пристав вопреки требованиям части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не исполнил обязанность по организации опубликования достоверных сведений, которые являются общедоступными исходя из положений части 3 статьи 6.1 Закона об исполнительном производстве.
Суд обоснованно указал на доказанность нарушения прав административного истца размещением недостоверной информации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что старший судебный пристав не имеет полномочий на размещение и удаление информации на портале gosuslugi.ru и соответственно, не несет ответственности за актуальность отображаемой на портале gosuslugi.ru информации, в том числе о размещаемом на портале gosuslugi.ru размере задолженности судебная коллегия находит несостоятельными в виду следующего.
В соответствии с положением о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. No 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ, Портал Госуслуг) реализуется возможность подачи заявки и получения результата государственной и (или) муниципальной услуги (функции).
В соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» состав административных действий, совершаемых при оказании услуги (функции), и порядок предоставления результата оказанной услуги (функции) определяется органом (организацией), непосредственно ответственным за оказание услуги (функции).
Исходя из изложенного, сообщаем, что на Портале Госуслуг реализуется техническая возможность подать заявку на получение услуги и получить результат оказания этой услуги. Порядок предоставления услуги, состав совершаемых действий и иные особенности предоставления услуги устанавливаются органом, оказывающим услугу. Этот же орган и несет ответственность за корректное и законное предоставление государственной и муниципальной услуги.
На ЕПГУ функционирует Единый информер начислений (далее – Информер), который позволяет получать в личный кабинет ЕПГУ информацию обо всех начислениях, выставленных государственными органами в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Информация о начислениях в Информере отображается на основании указанных в личном кабинете на ЕПГУ данных документов.
По состоянию на даты рассмотрения административного дела в суде первой и апелляционной инстанции Информер в личном кабинете на ЕПГУ Сулеймановой Н.А. не обновлялся более 30 дней, в связи с чем отсутствует возможность предоставления информации по начислениям.
Из ответа Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ следует, что службой поддержки Портала Госуслуг ДД.ММ.ГГГГ г. был совершен исходящий вызов с номера телефона № на номер телефона, подтвержденный в личном кабинете Пользователя на ЕПГУ, с целью предоставления рекомендации по обновлению Информера.
Связаться с пользователем не удалось. Пользователю рекомендуется перейти в раздел «Платежи» (<данные изъяты>), тем самым обновив Информер в личном кабинете на ЕПГУ.
Таким образом, Портал Госуслуг не имеет своей базы, в которую вносятся изменения по начислениям. Все сведения о выставленных начислениях в личный кабинет на ЕПГУ поступают на основании переданной ведомствами информации и отображаются в неизменном виде.
Техническая информация предоставлена ПАО «Ростелеком», которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № определено единственным исполнителем по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФССП Росси по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: