№ 2-333/2023
10RS0016-01-2023-001582-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2023 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Гуйдо К.А.,
с участием помощника прокурора Беломорского района Отченаш А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каменевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тикка И.В. к администрации Сегежского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тикка И.В. обратилась в Сегежский городской суд Республики Карелия с иском, мотивируя требования тем, что 11 апреля 2023 г. в дневное время между домами №№ 3 и 4 по ул. Рихарда Зорге в г. Сегеже Республики Карелия подверглась нападению бродячей собаки, в результате чего ей были причинены телесные повреждения в виде укуса правого локтя и правой ягодицы. После оказания первой медицинской помощи в медицинском учреждении ей был назначен курс вакцинации. Она испытала сильную боль и страх, перенесла стресс. В связи с перенесенными физическими и нравственными страданиями истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Определением Сегежского городского суда Республики Карелия от 17 мая 2023 г. гражданское дело направлено в Верховный Суд Республики Карелия для определения подсудности.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 24 июля 2023 г. настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в Беломорский районный суд Республики Карелия.
Определением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 11 августа 2023 г. гражданское дело принято к производству суда; в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сегежская районная общественная организация защиты животных "Лада" (далее – СРООЗЖ "Лада").
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в представленном ходатайстве просила рассмотреть исковое заявление без ее участия, исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что в результате укусов собаки ей причинены телесные повреждения, физические и нравственные страдания; она испытала сильную боль и страх, перенесла стресс и в настоящее время не может перебороть страх при виде любой собаки.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения на исковое заявление, согласно которым указывает, что администрация Сегежского муниципального района организовала деятельность по осуществлению государственных полномочий путем проведения на территории Сегежского района мероприятий по отлову животных без владельцев, заключены соответствующие муниципальные контракты на отлов животных без владельцев, их транспортировке, передаче и содержанию в приютах для животных. Со стороны администрации Сегежского муниципального района отсутствует виновное бездействие. Компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. полагает завышенной, указывает, что изложенные истцом факты о том, что она испытала нравственные страдания, испытала сильную боль и страх, перенесла стресс, не подтверждены. Отсутствуют документальные сведения о том, что в связи со стрессом и перенесенными переживаниями она обращалась к какому-либо специалисту (врачу) за помощью или консультацией, либо о прохождении ею какого-либо медицинского осмотра, прохождения курса лечения или приема лекарственных препаратов (успокоительных).
Третье лицо СРООЗЖ "Лада" в судебное заседание не явилось, извещалось надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции по почтовому адресу, указанному в муниципальном контракте
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст.ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что 11 апреля 2023 г. в 12:45 час. между домами №№ 3 и 4 на ул. Рихарда Зорге в г. Сегеже Республики Карелия на истца напала бродячая собака, укусила за правый локоть и правую ягодицу.
После случившегося истец обратилась в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Сегежская центральная районная больница" (далее – ГБУЗ "Сегежская ЦРБ") за оказанием медицинской помощи, ей была введена антирабическая вакцина по схеме.
Согласно справке, представленной ГБУЗ "Сегежская ЦРБ", от 31 августа 2023 г. № 7269, 11 апреля 2023 г. Тикка И.В. обратилась к врачу-травматологу ГБУЗ "Сегежская ЦРБ" в связи с укусами неизвестной собакой в область правой ягодицы и правой локтевой области, была осмотрена дежурным врачом, выполнена ПХО ран, введена ПСА, АРВ, направлена в ГП1. Находилась на лечении у травматолога в период с 11 по 24 апреля 2023 г., <данные изъяты>.
11 апреля 2023 г., в связи с соответствующим обращением Тикка И.В., Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сегежскому району (далее – ОМВД России по Сегежскому району) зарегистрирован материал КУСП от 11 апреля 2023 г. № 3515. В рамках указанного материала Тикка И.В. дала пояснения относительно произошедшего, пояснила, что укусившая ее собака является безнадзорной.
ОМВД России по Сегежскому району, не установив в ходе проверки признаков какого-либо преступления или административного правонарушения, направило в администрацию Сегежского муниципального района информационное письмо от 13 апреля 2023 г. № 34/9-211 с целью организации отлова безнадзорных домашних животных, находящихся в районе ул. Рихарда Зорге в г. Сегеже Республики Карелия.
Суд полагает установленным факт причинения Тикка И.В. физических и нравственных страданий при указанных ею обстоятельствах (испытала сильную боль и страх, перенесла стресс, в настоящее время не может перебороть страх при виде любой собаки.).
Также суд считает доказанным тот факт, что собака, укусившая истца, была безнадзорной, хозяев не имела. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п. 92 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия 19 декабря 2019 г. принят Закон Республики Карелия № 2424-ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными", согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Сегежскому муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию собак без владельцев ежегодно выделяются соответствующие субвенции, на 2023 год размер субвенций составил 1504600 руб.
В случае недостаточности денежных средств на осуществление данных полномочий администрация не лишена возможности в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий, а также вправе решать указанный вопрос в судебном порядке.
Поскольку организация отлова безнадзорных животных является обязанностью администрации Сегежского муниципального района, факт нападения безнадзорных собак на истца и причинение ей телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в чем суд усматривает бездействие.
Муниципальный контракт № 12аэф-23 на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передаче и содержанию в приютах для животных заключен администрацией Сегежского муниципального района с СРООЗЖ "Лада" 31 марта 2023 г. на отлов 25 собак на сумму 600000 руб. Предметом контракта является оказание исполнителем услуг согласно приложению № 3 к контракту по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передача и содержание в приютах для животных.
Актами отлова животных без владельца от 1, 2, 3, 4 и 5 апреля 2023 г. подтверждается исполнение третьим лицом СРООЗЖ "Лада" принятых обязательств в рамках заключенного, указанного выше, муниципального контракта.
В то же время суд приходит к выводу, что доказательств того, что после заключения и исполнения муниципального контракта от 31 марта 2023 г. и на дату происшествия (11 апреля 2023 г.) ответчиком предпринимались какие-либо действенные меры по организации отлова безнадзорных животных в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на администрацию Сегежского муниципального района.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан", поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что истцу в результате укуса собаки были причинены травмы правого локтя и правой ягодицы, повлекшие за собой лечение, введение антирабической вакцины, истец испытала физическую боль, испуг и страх, перенесла стресс, в настоящее время не может перебороть страх при виде любой собаки.
Сам факт нападения животного является для человека стрессовой ситуацией, нарушающей нормальный ход жизни, благоприятное течение жизненных процессов.
С учетом характера причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает обоснованным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Данную сумму суд полагает отвечающей требованиям разумности и справедливости при установленных по делу обстоятельствах, заявленную к взысканию сумму суд находит завышенной.
Позицию ответчика о том, что истцом не подтвержден факт причинения ей нравственных страданий суд находит ошибочной, поскольку причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Сегежского муниципального района (ОГРН 1021000922964, ИНН 1006002126) за счет средств казны муниципального образования "Сегежский муниципальный район" в пользу Тикка И.В., <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, паспорт №, компенсацию морального вреда в размере 35000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Гуйдо
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2023 г.