№ 13-1170/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Павиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Горно-Алтайску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Черанёвой Е.С. о прекращении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Горно-Алтайску УФССП по РА Черанёва Е.С. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении должника Кошевой О.С., предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 27 117,87 руб. Основанием к прекращению исполнительного производства судебным приставом-исполнителем указана смерть должника Кошевой О.С.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Черанёва Е.С., взыскатель АО «Банк Русский Стандарт» не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрев заявление и приложенные к нему материалы, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 08.12.2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Горно-Алтайску на основании исполнительного документа – судебного приказа № <данные изъяты> г. судебного участка № 5 Центрального района г. Барнаула Алтайского края возбуждено исполнительное производство в отношении должника Кошевой О.С., предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 27 117,87 руб.
Согласно информации Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай должник Кошева О.С. умерла 26.12.2016 года.
В п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон "Об исполнительном производстве") указано, что исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя - гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Согласно статье 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (часть 1).
Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами (статья 1112 ГК РФ).
Аналогичное разъяснение содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
В соответствии с ч. 3 ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Таким образом, правопреемство в случае смерти должника невозможно только в случае, если обязательство неразрывно связано с личностью должника. Поскольку указанная сумма не связана неразрывно с личностью наследодателя, к наследникам, принявшим наследство, переходит обязанность погасить долг наследодателя в пределах наследственной массы в порядке ст. 1175 ГК РФ.
В пунктах 49, 50, 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.). Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.
Судебным приставом-исполнителем не представлено ведений о том, что отсутствуют наследники, принявшие наследство после смерти Кошевой О.С., а также доказательства, подтверждающие, что судебным приставом-исполнителем принимались меры к установлению лиц, фактически принявших наследство, либо к установлению наличия выморочного имущества.
Материалы, приложенные к заявлению, не содержат сведения и безусловные доказательства отсутствия наследственного имущества и правопреемников после смерти должника, таких как сведения по состоянию на день смерти о наличии имущества, вкладов, об открытых счетах в кредитных учреждениях, информации о наследниках, фактически принявших наследство либо его части, имевшегося движимого имущества у должника по месту жительства, а также недвижимого имущества, сведения о котором могут быть учтены в иных органах и организациях.
При этом, то обстоятельство, что судебный приказ в отношении должника Кошевой О.С. вынесен уже после его смерти правового значения не имеет.
При рассмотрении вопроса о прекращении исполнительного производства судом разрешается вопрос о наличии или отсутствии оснований, предусмотренных законом для прекращения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительных листов, выданных по судебному постановлению, вступившему в законную силу. При этом суд не вправе давать оценку правоотношениям, возникшим между должником и взыскателем по спору, по которому имеется вступившее в законную силу судебное постановление и выдан исполнительный лист.
Кроме того, согласно положениям ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Прекращение исполнительного производства при наличии неотмененного судебного приказа о взыскании задолженности препятствует реализации прав истца на взыскание задолженности с правопреемников.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исходя из указанных обстоятельств, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.224, 225,372, 439 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Горно-Алтайску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Черанёвой Е.С. о прекращении исполнительного производства № <данные изъяты> года, в отношении должника Кошевой О.С..
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня вынесения в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья С.И.Полякова