Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Мешковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1810/2021 по административному исковому заявлению Лазина Р.Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
с участием представителя ГБУ СО ЦКО Некрасовой М.В.,
у с т а н о в и л:
Лазин Р.Т. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 420 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Административный истец, его представитель в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ГБУ СО ЦКО Некрасова М.В. не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в размере, установленном судебной экспертизой.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, заинтересованное лицо: Администрация г.о. Сызрань Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО» представило письменный отзыв.
Заслушав представителя ГБУ СО ЦКО, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Лазиным Р.Т. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Лазин Р.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 28086 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года в размере 8 350 248,66 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Административный истец, являясь собственником названного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Считая кадастровую стоимость земельного участка сильно завышенной, а свои права нарушенными, 22 сентября 2021 года Лазин Р.Т. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 57/4-03/21Н, выполненный 28 июля 2021 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС ФАВОРИТ», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 3 420 000 руб..
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ГБУ СО ЦКО определением суда от 18 октября 2021 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Союз Экспертов Региона».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 15 ноября 2021 года, составлено экспертное заключение № 3а-1810/2021, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2020 года составила 7 105 758 руб.
Лазин Р.Т. не согласился с результатом данной экспертизы, просил назначить повторную судебную экспертизу, однако, доводов, свидетельствующих о противоречивости или необоснованности заключения проведенной судебной экспертизы не привел, в связи с чем в назначении повторной судебной экспертизы было отказано.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование проведено экспертом в рамках сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подхода экспертом аргументирован. В рамках выбранного подхода экспертом подобраны 3 объекта-аналога, сходные с объектом оценки по основным характеристикам, описание которых приведено на страницах 38-39 заключения, экспертом обосновано введение корректировок, приведена таблица расчета величины рыночной стоимости земельного участка на страницах 40-44 заключения.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению сторонами не представлено.
В связи с изложенным суд признает выводы экспертизы обоснованными.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости имело место по состоянию на 1 января 2020 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением в размере 7 105 758 руб.
В связи с достоверностью определения величины рыночной стоимости заключением судебная экспертизы, рыночная стоимость земельного участка, определенная отчетом об оценке, не может быть принята судом во внимание.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22 сентября 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Лазина Р.Т. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 28 086 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 105 758 руб.
Датой обращения Лазина Р.Т. в суд считать 22 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2021 года.