Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-107/2024 ~ М-41/2024 от 05.02.2024

2-107/2024

УИД № 10RS0015-01-2024-00099-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2024 года                                                                    г. Пудож

     Пудожский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Игроковой И.А.,

с участием прокурора Вшевцовой И.В.,

представителя ответчика ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» Богомолова С.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Карелия об обязании совершения определенных действий,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пудожского района обратился в суд с заявлением по тем основаниям, в ходе проведённой прокуратурой района проверки по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что за ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» на праве оперативного управления закреплено здание паталогоанатомического корпуса, общей площадью 108,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Пудож, ул.Пионерская, д.69а, которое используется по соглашению от 12.07.2018 г. учреждением ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» для оказания услуг по судебно – медицинской экспертизе трупов и живых лиц. Канализационная система в данном корпусе находится в аварийном состоянии, требует капитального ремонта. В адрес ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» прокуратурой внесено представление, в ответ на которое было указано, что денежных средств на проведение ремонта у учреждения не имеется, направлены заявки в Министерство здравоохранения РК на выделение денежных средств, которое является учредителем и участвует в финансировании мероприятий по устранению выявленных нарушений. Прокурор указал, что неприятие мер по приведению канализационной системы в нормативное состояние приводит к несоблюдению санитарных правил и может повлечь нарушение санитарно – эпидемиологического благополучия населения, создаёт угрозу вредного воздействия факторов среды обитания на человека. Просил обязать Министерство здравоохранения РК обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта канализационной системы паталогоанатомического корпуса в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, также просил обязать ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» организовать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту системы в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Впоследствии прокурор представил уточненные исковые требования, в которых просил обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по приведению канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69-а, в соответствии с требованиями п. 4.4.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44. Также просит обязать ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» в срок не позднее 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать и выполнить мероприятия по приведению канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69-а, в соответствии с п. 4.4.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44.

23.04.2024 года прокурором представлены уточненные требования, согласно которым прокурор просит возложить на ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» обязанность не позднее 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а, в соответствии с локальной сметой № ЛС – 02-01-01. Возложить на Министерство здравоохранения Республики Карелия в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по выполнению капитального ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а, в соответствии с локальной сметой № ЛС – 02-01-01.

Прокурор в судебном заседании поддержал уточненные в последней редакции исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просил иск удовлетворить.

Ответчик – представитель ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» в судебном заседании с иском не согласился, поскольку отсутствует финансирование данных мероприятий. В целях производства ремонтных работ канализационной системы неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств в Минздрав Карелии, однако в финансировании отказано.

Ответчик- представитель Министерства здравоохранения РК (далее – Министерство) в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что объем расходных обязательств Министерства на соответствующий финансовый период устанавливается в соответствии с ежегодно доводимыми Министерством финансов РК предельными объемами бюджетного финансирования на очередной финансовый год. Министерство, являясь главным распорядителем средств бюджета РК, распределяет бюджетные средства по получателям средств бюджета РК в строгом соответствии с Методическими рекомендациями по планированию бюджетных ассигнований бюджета РК на очередной финансовый год и перспективный плановый период. Распределение бюджетных ассигнований по конкретным направлениям расходов, включая проведение мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, находится в компетенции руководителя государственного учреждения – получателя средств бюджета РК. Государственные учреждения, подведомственные Министерству, в пределах утвержденных показателей бюджетной росписи самостоятельно определяют приоритеты в направляемых расходования бюджетных средств, в том числе расходов, осуществляемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В ходе переписки с ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» Министерство неоднократно разъясняло порядок направления заявки по установленной форме с приложением коммерческих предложений, утвержденных смет и пояснений в целях учета потребности Учреждения при формировании очередных предложений о внесении изменений в Закон Республики Карелия от 21.12.2022 г. № 2776-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2023 год и плановый 2024 и 2025 годов». Таким образом, возложение обязанности на Министерство по обеспечению финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ЦРБ преждевременно в виду отсутствия документов, подтверждающих отказ Министерства в финансировании ремонта в Учреждении. Просят отказать в иске.

В дополнительных возражениях указали, что Прокуратурой Пудожского района была проведена проверка исполнения требования санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой выявлено, что канализационная система здания патологоанатомического корпуса Учреждения находится в аварийном состоянии, требует капитального ремонта. Прокуратурой внесено представление Учреждению от 11.12.2023 г. № 7-08-2023 устранить нарушения. Вместе с тем, уточненные исковые требования обязывают Министерство и Учреждение обеспечить приведение канализационной системы в здании в соответствии с требованиями пункта 4.4.3 СП 2.1.3678-20, в то время как по результатам проверки прокуратурой исследован вопрос состояния канализационной системы Учреждения, а не очистки сточных вод на очистных сооружениях. Согласно п.4.4.3 СП 2.1.3678-20 очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Согласно пункту 1 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения № 52-28 ВК ИКЗ, заключенного между ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» (далее - Заказчик) и МУП «Ресурс» (далее - МУП «Ресурс», Исполнитель) на 2024 год (далее -Контракт) Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод Заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Ресурс» является «36.00 Забор, очистка и распределение воды», дополнительным видом деятельности является «37.00 Сбор и обработка сточных вод». Общероссийский классификатор видов экономической деятельности устанавливает, что «37.00 Сбор и обработка сточных вод» включает: обеспечение функционирования коллекторных систем или средств по очистке сточных вод; сбор и транспортировку бытовых или промышленных сточных вод от одного или нескольких пользователей, а также дождевой воды посредством сетей водоотведения, коллекторов, резервуаров и прочих средств (средств для транспортировки сточных вод и т.п.); освобождение и очистку выгребных ям и загрязненных резервуаров, сливов и колодцев от сточных вод; обслуживание туалетов с химической стерилизацией; очистку сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воды из плавательных бассейнов и т.д.) посредством физических, химических и биологических процессов, таких как растворение, экранирование, фильтрование, отстаивание и т.д.; обслуживание и очистку коллекторов и сетей водоотведения, включая прочистку коллекторов гибким стержнем. Таким образом, Министерство полагает, что МУП «Ресурс» в силу принятых на себя обязательств, в том числе, по Контракту, должно обеспечить очистку и обеззараживание сточных вод от Учреждения на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. Министерство не усматривает оснований для строительства локального очистного сооружения за счет средств бюджета Республики Карелия. Министерство не оспаривает факт необходимости проведения капитального ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса Учреждения. 24 августа 2022 года Учреждением была заказана и 19 сентября 2022 года получена локальная смета в ценах 3 квартала 2022 года по выполнению капитального ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического отделения по адресу: г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69а. Утверждено техническое задание на выполнение указанных работ. Министерство проводит работу по изысканию денежных средств на проведение капитального ремонта канализационной системы. На основании изложенного, Министерство просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо – представитель ГБУЗ «Бюро СМЭ» в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть без их участия, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Третьи лица - представители Администрации Пудожского муниципального района, МУП «Ресурс», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия, ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В письменном отзыве, направленном в суд, представитель МУП «Ресурс» сообщил, что предприятие в рамках своей деятельности обслуживает наружные сети водоснабжения и водоотведения, находящиеся в ведении предприятия. Внутренние сети зданий и сооружений обслуживаются собственником или его подрядной организацией. О состоянии внутренней сети канализационной сети патологоанатомического корпуса Пудожской ЦРБ предприятию ничего не известно.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах ранее в судебном заседании указала, что ремонт канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса Пудожской ЦРБ, а также установление очистных сооружений возле указанного здания в полной мере не решит вопрос эпидемиологического благополучия, поскольку необходимо устанавливать очистные сооружения на весь комплекс зданий и сооружений, используемых ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» в своей деятельности, с целью предотвращения сброса сточных вод в центральную канализацию, неоснащенную очистными сооружениями.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что у ГБУЗ РК «Пудожская центральная больница» на праве оперативного управления находится здание патологоанатомического корпуса, общей площадью № 108,4, расположенное по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а.

Указанное здание на основании соглашения о совместной деятельности от 12.07.2018 года, заключенного между ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Карелия «Бюро судебно-медицинской экспертизы», используется последним учреждением для оказания услуг по судебно – медицинской экспертизе трупов и живых лиц.

Результаты проведенной прокуратурой района показали, что канализационная система в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» находится в аварийном состоянии, требует проведения капитального ремонта. Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений законодательства в адрес ответчика внесено представление. В ответ на указанное представление ответчик сообщил, что в учреждении отсутствуют денежные средства для проведения капитального ремонта канализационной системы.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с положениями ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьям 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.

При указанных обстоятельствах требования прокурора в части возложения обязанности на ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» не позднее 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать и выполнить мероприятия по капитальному ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а, в соответствии с локальной сметой № ЛС – 02-01-01 подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд полагает, что требования прокурора в части возложения на Министерство здравоохранения Республики Карелия в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по выполнению капитального ремонта канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а, в соответствии с локальной сметой № ЛС – 02-01-01 удовлетворению не подлежат.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств

При этом понуждение учредителя ГБУЗ РК «Пудожская ЦРБ» - Министерства здравоохранения Республики Карелия к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за учреждением здравоохранения на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Пудожского района удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Пудожская центральная районная больница» (ИНН 10150024750) не позднее 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту канализационной системы в здании патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Пудожская ЦРБ», расположенного по адресу : Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Пионерская, д. 69-а, в соответствии с локальной сметой № ЛС – 02-01-01.

В остальной части заявленных исковых требований - отказать.

В иске к Министерству здравоохранения Республики Карелия отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Пудожский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2024 года

Судья                                                                                 Копин С.А.

2-107/2024 ~ М-41/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пудожского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Карелия
ГБУЗ "Пудожская ЦРБ"
Другие
ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей т благополучия человека по РК в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
Министерство финансов Республики Карелия
Администрация Пудожского муниципального района
МУП "Ресурс"
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Копин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
pudozhsky--kar.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее