Дело № 2-2951/2022
УИД 18RS0003-01-2022-001631-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года г.Ижевск УР
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Самохваловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Гавшиной ЛВ о признании договора страхования недействительным, применения последствий недействительности
У С Т А Н О В И Л:
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (далее по тексту – истец) обратилось в суд с иском к Гавшиной Л.В. (далее по тексту – ответчик) о признании договора страхования недействительным и применения последствий недействительности.
Требования мотивированы тем, что 24.04.2019г. между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Гавшиной Л.В. был заключен Договор страхования жизни <номер> (далее - «Договор страхования»).
Между сторонами были согласованы существенные условия договора, о чем свидетельствуют подписанный договор страхования, в котором четко указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Однако, в дальнейшем истцу стало известно, что при заключении договора страхования страхователь не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что является обязанностью страхователя в соответствии со ст. 944 ГК РФ.
При заключении договора страхования страхователь был ознакомлен с заявлением за заключение договора страхования (заявление) и согласился со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается его подписью.
В соответствии с Декларацией застрахованного лица, страхователь подтвердил, что у него не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня.
Из поступивших в адрес истца медицинских документов, а именно из протокола МСЭ, выданного ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» Минтруда России Бюро <номер>, следует, что до заключения Договора страхования страхователь обращался за медицинской помощью с диагнозом: от 02.2018г. ВИЧ.
Таким образом, на момент заключения договора страхования у застрахованного лица имелись заболевания, о которых не было известно истцу.
Согласно Условиям договора страхования, а также Правил страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным.
Истец просит признать недействительным договор страхования <номер>, заключенный между страхователем и ООО СК «Сбербанк страхование жизни». Применить последствия недействительности сделки к договору страхования БРАСР203-0000033394, который заключен между страхователем и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Представитель истца ООО СК «Сбербанк страхование жизни» в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть в отсутствие представителя истца. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, заявлений, ходатайств суду не представила. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает и считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422, пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации <номер> от 27.11.1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены статьями 961, 963, 964 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, на истце (страхователе) лежит обязанность доказать наличие договора страхования с ответчиком, а также факт наступления предусмотренного указанным договором страхового случая. Страховщик, возражающий против выплаты страхового возмещения, обязан доказать обстоятельства, с которыми закон или договор связывают возможность освобождения от выплаты возмещения, либо оспорить доводы страхователя о наступлении страхового случая.
В соответствии со ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования, страхователь обязан сообщить страховщику известные страховые обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размере возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.
Из содержания приведенных норм следует, что сообщение страховщику заведомо ложных сведений при заключении договора страхования может служить основанием для признания этого договора недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, направленного на введение в заблуждение страховщика, и того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
При этом обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике.
Судом установлено следующее.
24.04.2019г. между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Гавшиной Л.В. был заключен Договор страхования жизни <номер> (далее - «Договор страхования»).
Договор является комбинированным.
Между сторонами были согласованы существенные условия договора о размере страховой премии, стразовой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством.
При заключении договора страхования Гавшина Л.В. была ознакомлена с условиями страхования и согласилась со всеми существенными условиями договора, что подтверждается ее подписью.
В соответствии с дополнительными сведениями и согласием страхования к страховому полису <номер> от 24.04.2019г. отрицательно ответила на вопросы о том, что не были диагностированы следующие заболевания: вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), а также болезни вызванные ВИЧ (включая синдром приобретенного иммунодефицита человека - СПИД), любые их мутации, вариации или деривации.
Из поступивших в адрес истца медицинских документов, а именно протокола МСЭ, выданного ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» Минтруда России Бюро <номер> следует, что до заключения Договора Страхования с 02.2018 года уже наблюдалась с диагнозом ВИЧ.
Таким образом, на момент заключения договора страхования у застрахованного лица - ответчика Гавшиной Л.В. имелись заболевания, о которых не было известно истцу.
Согласно Условиям договора страхования, а также Правилам страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным.
Учитывая изложенные обстоятельства, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требования истца и признании договора страхования БРАСР203-0000033394 от 24.04.2019г, заключенного между Гавшиной Л.В. и ООО Страховая компания "Сбербанк страхование жизни" недействительным.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Гавшиной ЛВ о признании договора страхования недействительным, применения последствий недействительности удовлетворить.
Признать договор страхования <номер> от 24.04.2019г, заключенный между Гавшиной ЛВ (паспорт <номер>) и обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН7744002123) - недействительным.
Применить последствия недействительности сделки. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН7744002123) в пользу Гавшиной Л В (паспорт <номер>) страховую премию в сумме 2037,53 руб.
Взыскать Гавшиной ЛВ (паспорт <номер>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН7744002123) государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска УР в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2023 года.
Председательствующий судья М.В. Шахтин