Дело № 2-2955/2023 (2-1147/2022)
УИД: 78RS0015-01-2022-012859-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 09 октября 2023 года
Невский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Резник Л.В.,
при секретаре Махиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суханова А. В., Дончу Ю. И., Каганец Ю. Ю.ча, Шустова В. Н., Викторова А. С. к гаражному кооперативу «Рыбацкое» о признании недействительным решения общего собрания,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд, указав, что они являются владельцами гаражей и члена гаражного кооператива «Рыбацкое», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание ГК «Рыбацкое», по результатам которого составлен протокол. На указанном собрании были рассмотрены вопросы: отчет ревизионной комиссии за 2021 года, установка электрических счетчиков в гараж, утверждение приходно-кассовой сметы за 2022 и размера взносов. После проведения указанного собрания истцы обращались к председателю правления ГК «Рыбацкое» с требованием предоставить копию протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, однако указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения. В состав ГК «Рыбацкое» входит 444 членов кооператива. Вместе с тем, при проведении указанного собрания присутствовали 45 человек, соответственно, необходимого для голосования кворума не имелось.
На основании изложенного, истцы, просят суд признать решения, принятые общим собранием ГК «Рыбацкое» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ недействительными (ничтожными), взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 3-7).
Викторов А.С., Суханов А.В., Дончу Ю.И., Каганец Ю.Ю. - в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований, пояснили, что подписывали ведомости о голосовании, участвовали в собрании, однако, кворума не было.
Истец Шустов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представители ответчика – адвокат Скрипов А.В., Кириллова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что истцы ДД.ММ.ГГГГ были приглашены в помещение кооператива для ознакомления с документами (л.д. 98-99). После общего собрания в очной форме от ДД.ММ.ГГГГ было проведено заочное голосование членов ГК «Рыбацкое», проголосовало более 50% участников собрания. На общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ не было кворума.
Суд, определив рассматривать дело в отсутствие неявившегося истца Шустова В.Н., в порядке ст. 167 ГПК РФ, выслушав правовые позиции сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита.
Согласно ч. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным решения собрания.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Постановлением Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» установлено, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 ГК РФ.
Статьей 50 ГК РФ гаражные кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.
В силу пункта 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что гаражный кооператив «Рыбацкое» является некоммерческой корпоративной организацией, председателем которой является в настоящее время Кириллов А.П. (л.д. 45-49).
Истцы являются владельцами гаражей и членами гаражного кооператива «Рыбацкое» (л.д. 78-87).
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола правления ГК «Рыбацкое» принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания кооператива (л.д. 88-90).
ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание ГК «Рыбацкое», по результатам которого составлен соответствующий протокол (л.д. 96-97).
На указанном собрании были рассмотрены вопросы: отчет ревизионной комиссии за 2021 года, установка электрических счетчиков в гараж, утверждение приходно-кассовой сметы за 2022 и размера взносов.
Как следует из п. 6 ст. 181.4 ГК РФ Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ истцы в соответствии с п. 6 ст. 181.4 ГК РФ уведомили членов кооператива об обращении с исковым заявлением в суд о признании решений, принятых на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным; на информационных стендах также размещен текст искового заявления (л.д. 9-14).
ДД.ММ.ГГГГ члены кооператива обращались к ответчику с заявлением о предоставлении копий документов по вопросам, рассматриваемым на общем собрании при утверждении приходно-кассовой сметы на 2022 (л.д. 50-51). Указанные документы предоставлены для ознакомления не были. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
После проведения указанного собрания истцы обращались к председателю правления ГК «Рыбацкое» с требованием предоставить копию протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, однако указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения (л.д. 52-54).
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что в состав ГК «Рыбацкое» входит 444 членов кооператива. Вместе с тем, при проведении указанного собрания присутствовали 45 человек, соответственно, необходимого для голосования кворума не имелось. При этом, на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу повестки об утверждении годового членского взноса был предложен размер взноса в сумме 13 000 руб., вместе с тем, при составлении протокола сумма утвержденного годового взноса составила 13 500 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с требованиями ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума.
Из устава ГК «Рыбацкое» следует, что органами управления кооператива является общее собрание (собрание уполномоченных) членов кооператива - высший орган управления (п. 4).
Согласно п. 4.1.2 Устава ГК «Рыбацкое», общее собрание вправе принимать решение, если на заседании присутствует не менее 20% членов кооператива.
Решения по любым вопросам принимаются общим собранием большинством голосов от числа присутствующих членов кооператива (п. 4.1.3 Устава).
Общее количество членов ГК «Рыбацкое» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 444 человека (списки членов кооператива за 2022-2023 на л.д. 78-87).
Протоколом общего собрания членов ГК «Рыбацкое» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на собрании зарегистрировалось 89 человек, после чего было проведено голосование по повестке дня (л.д. 91-95).
При этом, как следует из протокола при подсчете голосов: «за» проголосовало 65 чел., «против» - 30 чел., «воздержались» - 4 чел., то есть в общем количестве 99 человек, в связи с чем, сведения о количестве участников, указанные в протоколе являются недостоверными.
Кроме того, из протокола следует, что общее количество членов кооператива – 428 человек, вместе с тем, как следует из представленных реестров членов кооператива за 2022-2023 количество членов кооператива составляло 444 человека.
Таким образом, суд полагает, что достоверно установить какое именно количество членов кооператива присутствовало на собрании ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Как пояснил ответчик, на собрании от ДД.ММ.ГГГГ действительно не было необходимого кворума. В связи с чем, общее собрание по вышеуказанным вопросам повестки было проведено в форме заочного голосования по бюллетеням, в котором приняли участие 240 членов кооператива, имелся кворум, что следует из протокола общего годового собрания за 2022 год от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-118). Указанный протокол стороной истца не оспаривается.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что кворум на общем собрании членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ не имелся.
В соответствии с пунктом 105 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решения собраний могут приниматься посредством очного или заочного голосования (пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ). Если специальным законодательством не предусмотрены особые требования к форме проведения голосования, участниками гражданско-правового сообщества такие требования также не устанавливались (в частности, порядок проведения собрания не определен в уставе), то голосование может проводиться как в очной, так и в заочной или смешанной (очно-заочной) форме.
Тем не менее, как выяснилось в ходе рассмотрения дела, ответчик ГК «Рыбацкое» тем не менее фактически провел общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на отсутствие кворума.
Учитывая, что ответчиком не предоставлено доказательств, проведения легитимного собрания членов кооператива, что влечет ничтожность указанного решения, как принятого в отсутствие необходимого кворума.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Викторова А.С. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 3а).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать решение общего годового собрания за 2021 год членов гаражного кооператива «Рыбацкое» в форме очного голосования, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Взыскать с гаражного кооператива «Рыбацкое» (ИНН №) в пользу Викторова А. С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд <адрес>.
Судья: Резник Л.В.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.