Дело № 12-32/2014
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2014 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего, судьи Япрынцевой Т.В.,
с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Ставышенко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. об отмене постановления административной комиссии муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области № 58 от 13 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении в отношении Каменева С.А. и о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области № 58 от 13 ноября 2013 года Каменев С.А. привлечен к административной ответственности по ст. 22 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Прокурор Илекского района Оренбургской области Гущин В.В. обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с протестом, в котором ставит вопрос об отмене постановления административной комиссии муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области № 58 от 13 ноября 2013 года в отношении Каменева С.А. Указывает, что данное постановление является незаконным, поскольку протокол об административном правонарушении № 58 от 9 ноября 2013 года, на основании которого вынесено обжалуемое постановление, составлен неуполномоченным лицом, не членом административной комиссии, а ответственным секретарем административной комиссии Г.Н.В. Обращает внимание, что норма ст. 22 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», по которой Каменев С.А. привлечен к административной ответственности, содержит 2 части. Однако ни в протоколе об административном правонарушении № 58 от 9 ноября 2013 года, ни в постановлении по делу об административном правонарушении № 58 от 13 ноября 2013 года не содержится указания на часть данной статьи.
Одновременно с подачей протеста прокурор Илекского района Оренбургской области Гущин В.В. просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления, поскольку о принятом административной комиссией Димитровского сельсовета Илекского района Оренбургской области постановлении прокурору стало известно 24 января 2014 года в ходе проведения проверки деятельности административной комиссии муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. поддержала доводы протеста и ходатайство о восстановлении срока для обжалования по основаниям, изложенным в нем, и просила его удовлетворить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Каменев С.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным заявлением, содержащим просьбу о рассмотрении протеста в его отсутствие. В заявлении просил удовлетворить протест прокурора и прекратить производство по административному делу.
Выслушав заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Согласно ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Частью 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
Учитывая, что об оспариваемом постановлении прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки, а протест на постановление направлен в Илекский районный суд Оренбургской области 27 января 2014 года, то ходатайство подлежит удовлетворению, а пропущенный процессуальный срок восстановлению.
Как установлено в судебном заседании, 13 ноября 2013 года административной комиссией муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Каменева С.А. по ст. 22 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Между тем согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, на всех этапах рассмотрения административного дела является важнейшей гарантией законности вынесенного постановления.
В силу ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Оренбургской области - это Закон Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».
При применении норм вышеуказанного Закона необходимо руководствоваться принципами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: равенства всех перед законом; презумпции невиновности; обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях должны быть обеспечены всесторонность, полнота, объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения и справедливость принимаемых решений.
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 75 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» гласит, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой XIII настоящего Закона в пределах компетенции соответствующего органа, а также членами административных комиссий в пределах компетенции, установленной статьей 74 настоящего Закона.
Как указано в ст. 5 Закона Оренбургской области от 6 октября 2004 года № 1453/231-Ш-ОЗ «Об административных комиссиях в Оренбургской области», административная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, имеющего, как правило, высшее юридическое образование, и членов комиссии.
Из анализа ст. 6 Закона Оренбургской области от 6 октября 2004 года № 1453/231-Ш-ОЗ «Об административных комиссиях в Оренбургской области», ответственный секретарь административной комиссии сельских поселений не наделены полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области создана административная комиссия, в состав которой входят: председатель И.М.Т., заместитель председателя У.Е.П., ответственный секретарь Г.Н.В. и члены комиссии в составе 4 человек.
В судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении № 58 в отношении Каменева С.А. от 9 ноября 2013 года составлен не членом административной комиссии, а ответственным секретарем административной комиссии Г.Н.В.
Суд считает, что составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом является существенным нарушением процедуры возбуждения дела об административном правонарушении и не может быть восполнено при рассмотрении дела.
Кроме того, согласно требованиям ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Статья 22 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» состоит из двух частей.
Судом установлено, что в протоколе об административном правонарушении № 58 от 9 ноября 2013 года и в постановлении об административном правонарушении № 58 от 13 ноября 2013 года в отношении Каменева С.А. не указана часть статьи 22 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», что также является существенным нарушением процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Суд считает, что составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, а также отсутствие ссылки на часть статьи Закона, по которой Каменев С.А. привлечен к административной ответственности, являются существенными нарушениями и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
В силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем, в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что в настоящее время истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, суд считает необходимым производство по данному административному делу прекратить.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
протест прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. удовлетворить.
Постановление № 58 от 13 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении в отношении Каменева С.А., вынесенное административной комиссией муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области, отменить, а производство по данному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий по делу,
судья Илекского районного суда
Оренбургской области Т.В. Япрынцева