Дело № 2а-5185/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
при секретаре Ланиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5185/19 по административному иску Федорова Николая Николаевича к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов, -
УСТАНОВИЛ:
Федоров Н.Н. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка за плату без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Федоров Н.Н. обратился в Комитет по управлению имуществом городского округа Солнечногорск Московской области с целью предоставления административному истцу в собственность за плату без проведения торгов, земельного участка с кадастровым №, общей площадью 420 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, который находится под объектом недвижимости – жилой дом. В ответ на заявление получил оспариваемое решение от 30.05.2019 №15исх-4881\КУИ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов», с указанием основания отказа: «информация, которая содержится в документах, представленных заявителем противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН», с разъяснением причин отказа: «учитывая, что объект недвижимости находится на двух смежных участках, один из которых находится в собственности заявителя, отказать в согласовании заключения договора купли-продажи земельного участка». В то же время, Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области было предложено воспользоваться возможностью предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность путем перераспределения с основным земельным участком, в соответствии со ст.39.28 ЗК РФ или осуществить раздел здания в натуре. Ссылаясь, на то, что данный отказ нарушает его права, на оформление в собственность принадлежащий ему на праве аренды земельный участок под его жилым домом, административный истец был вынужден обратиться в суд с указанным иском.
Истец Федоров Н.Н. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области не явился, представителя не направил, уведомлен надлежащим образом, направила письменный отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Третье лицо – Администрация городского округа Солнечногорск Московской области, будучи надлежащим образом, уведомлено, представителя в судебное заседание не направило.
Третье лицо – Министерство имущественных отношений Московской области, будучи надлежащим образом, уведомлено, представителя в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пп. 6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение участков в собственность имеют граждане, которые являются собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года (в ред. от 18.07.2011г.) №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области №6252 от 04.10.2012 года Федорову Н.Н. в аренду сроком на десять лет был предоставлен земельный участок №, с кадастровым номером № общей площадью 420 кв.м, по адресу: <адрес>, что послужило основанием для заключения между ним и Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области договора аренды земельного участка №925-АФ от 29.12.2012 года.
Федоров Н.Н. является собственником жилого дома, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2015 года.
Смежный земельный участок с кадастровым №, общей площадью 800 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежит Федорову Н.Н. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2011 года.
Таким образом, на испрашиваемом земельном участке с кадастровым № и принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым №, расположен жилой дом с кадастровым №, общей площадью 105,7 кв.м, принадлежащий административному истцу на праве собственности.
20.03.2019 года Федоров Н.Н. обратился в Комитет по управлению имуществом городского округа Солнечногорск Московской области с целью предоставления ему в собственность за плату без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 420 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Однако Решением от 30.05.2019 №15исх-4881\КУИ было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов», с указанием основания отказа: «информация, которая содержится в документах, представленных заявителем противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН», с разъяснением причин отказа: «учитывая, что объект недвижимости находится на двух смежных участках, один из которых находится в собственности заявителя, отказать в согласовании заключения договора купли-продажи земельного участка».
Согласно п.13.2.23 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 года №15 ВР-1814 (с изменениями от 08.11.2019 года №15 ВР-1842) основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги является, расположение объекта капитального строительства, находящегося в собственности заявителя, на иных земельных участках (не только на испрашиваемом) и права на иные земельные участки не установлены или сведения об этих земельных участках не представлены.
В соответствии с разъяснением причин отказа в предоставлении государственной услуги, описанных в Приложении 5 вышеуказанного Административного регламента указано, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание (сооружение), собственником которого (которых) является заявитель, находящееся (в том числе) на смежном земельном участке (участках). И сведения о правах заявителя на данный участок (участки) не зарегистрированы в установленном законом порядке.
В своем письме Министерство имущественных отношений от 20.11.2019 года «15тг-11053, на обращение административного истца от 12.11.2019 года по вопросу отказа в предоставлении земельного участка, сообщает, что решение, действие (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих и специалистов, участвующих в предоставлении государственных муниципальных услуг в Московской области могут быть обжалованы в порядке, установленном административным регламентом предоставления соответствующей услуги.
При таких обстоятельствах, поскольку административный истец как собственник объекта недвижимости – жилого дома, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором он расположен, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность административного истца, с учетом установленных судом обстоятельств и норм действующего законодательства, является незаконным, с административным истцом должен быть заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Московской области №639/16 от 02.05.2012 года земельные участки, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, продаются собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном 3% кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства.
Таким образом, отказ Комитета по управлению имуществом городского округа Солнечногорск Московской области является необоснованным. В целях восстановления нарушенного права административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Федорова Н.Н. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».
При новом рассмотрении административному ответчику следует учесть, не только п.13.2.23 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 года №15 ВР-1814 (с изменениями от 08.11.2019 года №15 ВР-1842), но и разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги, описанных в Приложении 5 вышеуказанного Административного регламента, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание (сооружение), собственником которого (которых) является заявитель, находящееся (в том числе) на смежном земельном участке (участках). И сведения о правах заявителя на данный участок (участки) не зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Федорова Николая Николаевича, удовлетворить.
Признать незаконным решение от 30.05.2019 №15исх-4881\КУИ об отказе Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области в предоставлении Федорову Николаю Николаевичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка №, площадью 420 кв.м с кадастровым номером № в <адрес>
Возложить на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Федорова Николая Николаевича о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 13.12.2019 года.
Судья: Гордеев И.И.