Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3477/2020 от 18.02.2020

Судья: Беседина Т.Н. Дело № 33а-3477/2020

УИД: 63RS0038-01-2019-004793-27

Дело № 2а-4362/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей - Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Погосян Р.А. на решение Кировского районного суда г.Самары от 21 ноября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Погосяна Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением к Погосяну Р.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам, указав, что за ним числится следующая задолженность: по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2017 г. в размере 1 527 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 667 руб., пени по данному налогу в размере 2,17 руб.; по транспортному налогу в размере 8422 руб. и пени по данному налогу в размере 37,37 руб., а всего: 10 645,54 руб. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный 12 апреля 2019г. судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 07 июня 2019г. На момент подачи административного иска сумма задолженности не оплачена.

Решением Кировского районного суда г.Самары от 21 ноября 2019 г. требования ИФНС России по Кировскому району г. Самары удовлетворены. С Погосяна Р.А. взысканы налог на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1527 руб., налог на имущество физических лиц за 2017г. в размере 667 руб. и пени в размере 2,17 руб., транспортный налог за 2017г. в размере 8422 руб. и пени в размере 27,37 руб., а всего: 10 645,54 руб. Также с Погосяна Р.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 425,82 руб.

С данным решением не согласен Погосян Р.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов жалобы указано на то, что личный кабинет налогоплательщика у него отсутствует, с заявлением о его открытии в налоговый орган он не обращался, регистрационную карту с логином и паролем от личного кабинета не получал. В связи с чем, уведомление и требование об уплате налога получить через личный кабинет не мог.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии Погосян Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ИФНС России по Кировскому району г.Самары в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного ответчика Погосяна Р.А., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии со статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установлено, что Погосян Р.А. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения: автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> а также налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2017 г.

Согласно справке о доходах, представленной <данные изъяты> в налоговый орган, сумма дохода Погосяна Р.А. за 2017г. составила 11743,53 руб., сумма налога исчисленная - 1527 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом - 1527руб. (л.д.47).

Из материалов дела следует, что указанная сумма дохода в виде штрафа получена Погосяном Р.А. на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 18 сентября 2017г. (л.д.46).

Налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №51012935 от 23 августа 2018г. об уплате транспортного налога за 2017г. в размере 8 422 руб., налога на имущество физических лиц за 2017г. в размере 667 руб., налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2017г. в размере 1527 руб., а всего 10 616 руб., со сроком уплаты 03 декабря 2018г. (л.д.8-9).

В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлены требования №23729 от 11 декабря 2018г. с предложением оплатить налог на доходы физических лиц и пени в срок до 30 января 2019г., №57162 от 17 декабря 2018г. с предложением оплатить транспортный налог и пени, налог на имущество физических лиц и пени в срок до 28 января 2019г. (л.д.11-12,14-15).

Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается предоставленными сведениями о выгрузки (уведомлений, требований) в личный кабинет налогоплательщика (л.д.10).

Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, 12 апреля 2019г. мировым судьей судебного участка № 16 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Погосяна Р.А. обязательных платежей.

Определением того же мирового судьи от 07 июня 2019г. вышеуказанный судебный приказ по заявлению административного ответчика отменен, после чего, в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась в суд с настоящим иском для взыскания указанной недоимки и пени.

Расчет задолженности по налогам судом проверен и является правильным, административным ответчиком не оспорен. Контррасчет задолженности административный ответчик не представил.

Доказательств об уплате начисленных налогов и пени материалы дела не содержат.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ёответчика недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017 год, налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2017г. в заявленном налоговым органом размере.

Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом нарушена процедура направления налогового требования, и как следствие, порядка взыскания налога, пени, несостоятелен в силу следующего.

Налоговое уведомление, требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (часть 4 статьи 52, часть 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Приказу от 22 августа 2017г. NММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ) налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Погосян Р.А. является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, согласно предоставленным сведениям из ИФНС России по Кировскому району г.Самары с 18 декабря 2015 г., дата последнего входа в ЛК – 17 января 2016 г.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств, свидетельствующих об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, суду первой и апелляционной инстанций не представлено, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии личного кабинета налогоплательщика подлежат отклонению.

Указанные обстоятельства также подтверждаются вступившим в законную силу 16 апреля 2019г. решением Кировского районного суда г. Самары от 29 января 2019г.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда в части взыскания с Погосяна Р.А. недоимки по обязательным платежа в заявленном налоговым органом размере, по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части взыскания с Погосяна Р.А. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Так, в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно положениям абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 и абзаца 5 части 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае предполагает, что государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет городского округа.

В соответствии с общими правилами разрешения коллизий в праве непосредственному применению подлежат нормы специального закона, которым в отношении государственной пошлины, связанных с ее зачислением, выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Таким образом, государственная пошлина с Погосяна Р.А. подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Самара в размере 425,82 руб.

Вопреки доводам жалобы, суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 21 ноября 2019 г. по существу оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения, указав, что с Погосян Р.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 425 руб. 82 коп. в доход бюджета городского округа Самары.

Апелляционную жалобу Погосян Р.А. оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-3477/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС по Кировскому району г. Самары
Ответчики
Погосян Р.А.
Другие
СПАО РЕСО-Гарантия
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.02.2020Передача дела судье
17.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее