Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2324/2023 ~ М-1733/2023 от 18.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 декабря 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-2324/2023 по административному исковому заявлению Усикова Андрея Викторовича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Петрушовой Е.Н.,

У с т а н о в и л :

Усиков А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом 34023 нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 10050 нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 9941 нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , которое не отвечает критериям включения его в Перечни. Помещение расположено в здании с кадастровым номером , имеющим наименование: опытная промышленная установка очистки желтого фосфора. Здание располагается на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорог (Зона ПК-1(). Включение помещения в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Петрушова Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение передано в аренду за плату в целях извлечения прибыли, здание, в котором расположено помещение, предполагает его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения, в связи с этим министерство включило в Перечни нежилое помещение в соответствии с пп.1 п.1 ч.3 ст.378.2 НК РФ.

Администрация г.о. Тольятти просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, представила письмо Департамента финансов Администрации г.о. Тольятти, из которого следует, что осмотр объекта недвижимости по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2А, стр.58, пом. 1, комиссией не проводится, иные доказательства фактического использования объекта отсутствуют, использование объекта в производственных целях не подпадает под критерии ст. 378.2 НК РФ.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 34023, в Перечень на 2022 год - под пунктом 10050, в Перечень на 2023 год - под пунктом 9941.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Усикову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 459,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, назначение - нежилое, наименование- нежилое помещение.

Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером площадью 1739,6 кв. м, имеющим назначение-нежилое, наименование- опытная промышленная установка очистки желтого фосфора.

Из представленной МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» технической документации по состоянию на 14.08.2006 года в нежилом здании не усматривается объектов офисного, делового, коммерческого назначения, объектов торговли, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

В здании на площади 1739,6 кв.м расположены подстанции, коридоры, венткамеры, лестничные клетки, цеха, кабинеты.

В помещение, принадлежащее административному истцу, входят помещения с 1 по 5, 12а, с 13 по 17, 22 общей площадью 459,2 кв. м, занимаемые подстанцией, коридорами, венткамерами, цехом, кабинетами, лестничными клетками.

Понятие «кабинет» не тождественно понятию офис, остальные помещения производственного и вспомогательного назначения.

Нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами , .

Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации и имеют вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорог ( Зона ПК-1), который участков не предполагает расположение на нем офисных объектов, объектов торговли, объектов бытового обслуживания или общественного питания.

Административным ответчиком не производился осмотр нежилого помещения на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.

В соответствии с договором аренды от 1 февраля 2021 года, заключенным между Усиковым А.В. и ООО «ТольяттиСтройТорг» в лице его директора Усикова А.В., нежилое помещение с кадастровым номером передано в аренду для размещения цеха по обработке опасных производственных отходов.

ООО «ТольяттиСтройТорг» имеет лицензию на обработку отходов III, IV классов опасности, сбор отходов III, IV классов опасности, транспортирование отходов III, IV классов опасности.

Промышленная площадка, на которой располагается здание по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, 2а, охраняется по периметру и внутри территории силами частного охранного предприятия в соответствии с договором № У/096 возмездного оказания услуг по организации контрольно-пропускного режима и охраны территории промышленной площадки от 1 апреля 2010 года.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что по сведениям технического учета и ЕГРН, по виду разрешенного использования земельных участков нежилое помещение не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что нежилое помещение передано в аренду для извлечения прибыли, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку извлечение прибыли от передачи объекта в аренду основанием для включения объекта недвижимости в Перечни не является. Доказательств использования помещения или здания, частью которого является помещение, в целях размещения офисных, торговых объектов общественного питания или бытового обслуживания, не представлено.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Усикова Андрея Викторовича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 34023 нежилого помещения с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 10050 нежилого помещения с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 9941 нежилого помещения с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2023 года.

3а-2324/2023 ~ М-1733/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Усиков А.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Петрушова Елена Николаевна
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация административного искового заявления
19.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее