Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-46/2023 ~ М-3/2023 от 13.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                         ДД.ММ.ГГГГ 2023 г.

Ольхонский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Орловой А.В., с участием старшего помощника прокурора С.А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «З» о признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку, освободить земельный участок от строительного мусора,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ФГБУ «З» с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что <адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в ходе которой установлено следующее.

В местности <адрес> возведен 1 объект незавершенного строительства с географическими координатами <адрес> площадью 18 кв.м., а также размещен строительный мусор, доступ на земельный участок не ограничен.

Данное строение размещено с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и являются самовольной постройкой.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Аналогичный запрет установлен п. 24 Положения о Федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного 31.12.1997 руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России Шубиным В.А.

Нахождение <адрес> в том числе <адрес> в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк подтверждается картографическими материалами (в т.ч. выкопировками из карты ЦЭЗ БПТ, 2012 г., с сайта https://pkk.rosreestr.ru).

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от 16.07.2019 № 467 земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах заповедника и национального парка, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно границам Байкальской природной территории и ее экологических зон, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, указанный земельный участок входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Невыполнение ответчиком своих обязанностей по недопущению загрязнения земель противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, приводит к ее загрязнению и захламлению, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, вспышке и распространению инфекционных заболеваний, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям.

Просит признать объект незавершенного строительства площадью 18 кв.м. с географическими координатами <адрес> расположенный в м. <адрес>, самовольной постройкой. Обязать ФГБУ «З» снести самовольную постройку – объект незавершенного строительства, площадью 18 кв.м. с географическими координатами <адрес>, расположенный в местности <адрес> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ФГБУ «З» освободить земельный участок в м. <адрес> от строительного мусора с географическими координатами <адрес> в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора С.А.В. требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик ФГБУ З в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Третье лицо А.Л.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> возведен 1 объект незавершенного строительства с географическими координатами <адрес> площадью 18 кв.м., а также размещен строительный мусор, доступ на земельный участок не ограничен.

Земельный участок, на котором возведено строение, а также само строение на государственный кадастровый учет не поставлено, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена. Строение размещено с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и является самовольной постройкой.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства – деревянное строение, площадью 18 кв.м., строительный мусор, и имеют географические координаты <адрес> Хозяйственная деятельность на земельном участке на момент осмотра не осуществлялась.

Согласно выкопировке из карт ЦЭЗ БПТ, 2012 г., с сайта https://pkk.rosreestr.ru, <адрес>, в том числе <адрес> находится в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, в соответствии с которым <адрес> расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в Иркутской области»» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование 170 000 га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 000 га земель государственного фонда, а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парк, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. Согласно установленных границ <адрес> входит в границы Прибайкальского национального парка.

Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства РФ № 769 от 10.08.1993 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»). До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 границы, уполномоченными органами не принимались.

Границы особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка 14.05.2020 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о границе особо охраняемой природной территории внесены в ЕГРН 14.05.2020 г., изменены 23.06.2020, 30.06.2020. Реестровый номер 38:13-9.6, дата присвоения номера 14.05.2020.

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Аналогичный запрет установлен п. 24 Положения о Федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного 31.12.1997 руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России Шубиным В.А.

В числе основных принципов земельного законодательства Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (п. 2 ч. 7 ст. ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 95 ЗК РФ земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.

    Согласно статье 27 ЗК РФ земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками изъяты из оборота.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 в ред. от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 Приложения 1 вышеназванного постановления Верховного Совета РФ, к объектам, составляющим основу национального богатства страны, отнесены охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). Указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

Из представленной администрацией <адрес> муниципального образования информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о застройщике строения площадью 18 кв.м., имеющем географические координаты N <адрес> отсутствуют. В отношении земельного участка, на котором расположено данное строение, имеется следующая информация. Постановлением администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью 300000 кв.м., был предоставлен сроком на 49 лет А.Л.А., о чем заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. На основании абз. 6, 8 п. 1 ст. 20 № 122-ФЗ Управлением Росреестра по <адрес> отказано в регистрации договора аренды. В настоящее время земельный участок снят с кадастрового учета, так как собственник отсутствует.

Таким образом, земельный участок, на котором возведено строение, а также само строение на государственный кадастровый учет не поставлено, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Верховного Суда РФ от 28.05.2013 № 18-КГ13-12, под лицом, осуществившим самовольную постройку, следует понимать не столько лицо, чьими усилиями она фактически возведена, сколько то лицо, которое могло бы претендовать на обращение ее в собственность.

В силу ч. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах заповедника и национального парка, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от 16.07.2019 № 467).

В соответствии с ч. 3.1 ст. 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом.

Из представленной фототаблицы к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что на земельном участке имеется строительный мусор, который размещен на незащищенном почвенном покрове.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской; Федерации. Запрещается, сброс отходов производства и потребления, в том, числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземный водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктом 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно границам Байкальской природной территории и ее экологических зон, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, указанный земельный участок входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Частью 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 23 Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399, деятельность по размещению отходов производства и потребления, за исключением отходов IV и V классов опасности на специально оборудованных объектах запрещена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопление, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Принимая во внимание уникальность Байкальской природной территории, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать самовольной постройкой – объект незавершенного строительства, площадью 18 кв.м, с географическими координатами <адрес> расположенный по адресу: м. <адрес>.

Обязать ФГБУ «З» (ИНН , ОГРН ) снести самовольную постройку – объект незавершенного строительства, площадью 18 кв.м, с географическими координатами N <адрес> расположенный по адресу: м. <адрес>, в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать ФГБУ «З» освободить земельный участок в м.<адрес> от строительного мусора с географическими координатами N <адрес> в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                      Т.В. Афанасьева

2-46/2023 ~ М-3/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ФГБУ Заповедное Прибайкалье
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Афанасьева Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
13.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее