Дело № 2-581/2022 УИД № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Суржиковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,
с участием:
помощника прокурора Облученского района ЕАО Эрлих К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации,
установил:
И.о. прокурора Облученского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации.
В основание требований указано, что в рамках надзорных мероприятий, осуществленных прокуратурой района, в деятельности администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» выявлены нарушения требований ст.ст 12,46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 12,13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.п.2-8, п.17 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н, выразившееся в том, что по состоянию на 01.08.2022 диспансеризация муниципальных служащих поселения не организована и не проведена, медицинское учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для проведения диспансеризации не определено, договор с ним на проведение диспансеризации не заключен, соответствующий график муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации в 2022 году в медицинское учреждение не направлялся, денежные средства в бюджете муниципального образования на проведение диспансеризации не заложены. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поселения внесено представление. Вместе с тем, меры к организации и проведению диспансеризации муниципальным образованием не приняты. Муниципальные образования призваны осуществлять публично-значимые функции в интересах населения путем осуществления личного приема граждан, организации общественных собраний и иных мероприятий, участие в которых принимают граждане, круг лиц которых определить не представляется возможным, таким образом, не проведение ежегодной диспансеризации муниципальных служащих способствует несвоевременному выявлению инфекционных заболеваний, и иных заболеваний, представляющих опасность для окружающих лиц, что может привести к нарушению прав граждан на охрану жизни и здоровья. В данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены и могут быть нарушены бездействием администрации. Указанные обстоятельства подлежат безотлагательному устранению, поскольку не проведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Законом № 25-ФЗ, что является недопустимым, поскольку в соответствии с п.4 ч.1 ст.13 указанного закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.
Просит обязать администрацию Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела уведомлен судом надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление глава Кульдурского городского поселения ФИО указала, что исковые требования прокурора ответчик признает в полном объеме. Также указала, что администрацией городского поселения распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении графика прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» на 2022-2024г.г.» утвержден график прохождения диспансеризации муниципальных служащих администрации муниципального образования Кульдурского городского поселения. В соответствии с утвержденным графиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ диспансеризацию пройдут шесть муниципальных служащих.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
Частью 7 статьи 46 указанного закона установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 данной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 "Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).
В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего прохождение диспансеризации муниципальными служащими установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона диспансеризация муниципальных служащих администрации Кульдурского городского поселения не проводилась, график прохождения диспансеризации администрацией не утверждался, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Кульдурского городского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения распоряжением № утвержден график прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» на ДД.ММ.ГГГГ.г. и список сотрудников для прохождения диспансеризации.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени диспансеризация муниципальных служащих Кульдурского городского поселения не проведена, что не оспаривается ответчиком, тогда как в силу приведенных положений законодательства, организация диспансеризации муниципальных служащих, является обязанностью администрации Кульдурского городского поселения.
В отсутствие диспансеризации муниципальных служащих Кульдурского городского поселения становится невозможным своевременное выявление у них заболеваний, в том числе и инфекционных, которые представляют опасность для окружающих лиц, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
В этой связи, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства ответчиком не исполнены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком решения суда, принимая во внимание позицию ответчика, согласившегося в отзыве на исковое заявление со сроком, предложенным прокурором, суд считает разумным и достаточным срок, указанный прокурором, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 п. 1 подпункты 9,19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с административного ответчика администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 56, 57, 103, 206, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова
мотивированное решение изготовлено 18.10.2022