Дело 000
(УИД 000)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа «31» марта 2023 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе судьи Немродова А.Н.,
при секретаре Саввиди А С ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулешов В П к администрации муниципального образования города-курорта Анапа об оспаривании действий органов местного самоуправления, признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду по правилам гражданского процессуального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Кулешов В П обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. -к. Анапа, о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. -к. Анапа от 18.02.2022 года 000 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 981 кв.м, по адресу: (...), категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 000, в целях использования для индивидуального жилищного строительства, согласно приложенной схемы.
00.00.0000 определением Анапского районного суда Краснодарского края суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Кулешов В П к администрации муниципального образования города-курорта Анапа об оспаривании действий органов местного самоуправления, признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду по правилам гражданского процессуального законодательства.
В обосновании заявленных исковых требований указано, что Кулешов В П в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 891 кв.м. в (...) края, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 000, в целях использования для индивидуального жилищного строительства. 00.00.0000 администрацией в адрес Кулешов В П был направлен ответ 000 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование отказа административный ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии указанных в статье оснований. Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований. А именно, в соответствии с генеральным планом городского округа г.-к. Анапа, утвержденном 00.00.0000, испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами населенного пункта.
Действительно, в соответствии с ч. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов. По мнению администрации, разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением этого требования. Однако все требования, предусмотренные законодательством, были в полной мере соблюдены при составлении схемы. Схема соответствует как требованиям ЗК РФ, так и Приказа министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовлена и выполнена ООО «ПроектИнформ», осуществляющим деятельность в сфере инженерно-геодезических изысканий и являющейся членом СРО с регистрационным номером 000, в форме документа на бумажном носителе в целях осуществления предварительного согласования предоставления находящегося в муниципальной собственности земельного участка в аренду, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (...), площадью 891 кв.м. Схема расположения земельного участка подготовлена на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка были учтены материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка можно проследить, что точки 7 (координаты <данные изъяты>) и 8 (координаты <данные изъяты>) примыкают к границе населенного пункта и не расположены за ними.
Согласно ч. 8 ст. 23 ГРК РФ границы поселения, городского округа, границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа обозначаются на материалах по обоснованию генерального плана в виде карт. Генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город курорт Анапа от 00.00.0000 000, содержит приложение в виде карты функциональных зон (выдержка из карты прилагается к настоящему административному иску). По данной карте можно проследить, что испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, и не пересекает границы населенного пункта.
Исходя из вышеизложенного, административный истец полагает, что административный ответчик неправомерно отказал в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Представленная схема расположения земельного участка не пересекает границы населенных пунктов. Отказом администрации было нарушено право Кулешов В П , предусмотренное ст. 39.15 ЗК РФ.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе от 00.00.0000 000, направленном на имя Кулешов В П . Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа предварительно согласовать Кулешов В П предоставление земельного участка площадью 891 кв.м. в (...), категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 000, в целях использования для индивидуального жилищного строительства, согласно схеме, приложенной к его заявлению, и его заявлению.
Истец Кулешов В П , извещенный судом надлежащим образом, в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении либо проведении заседания в его отсутствие не представил, от представителя истца Кулешов В П – ООО «ПроектИнформ», действующего на основании нотариальной доверенности (...)2 от 00.00.0000 в лице Анцупова И Ю по нотариальной доверенности <данные изъяты>, поступило ходатайство о проведении заседания в его отсутствие стороны истца, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО г.-к. Анапа, в надлежащем порядке извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки не сообщил, от Прошкина А Б , действующего на основании доверенности 000 от 00.00.0000 поступило ходатайство о проведении заседания в его отсутствие, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Также поддержал ранее представленные письменные возражения, из содержания которых усматривается следующее.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований указанных в настоящей статье.
Основанием для отказа являлись невозможность утверждения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для дальнейшего предоставления его в аренду с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
На основании п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним и основании для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Данная зона предназначена для размещения индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, объектов обслуживания жилой застройки, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, культурно-досуговой деятельности, спорта, территорий общего пользования. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа утвержден перечень видов разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в данной зоне (выписка ИСОГД прилагается).
Такой вид использования как «для ведения личного подсобного хозяйства» в указанной зоне отсутствует.
На основании изложенного, администрация МО г.-к. Анапа просит суд отказать в удовлетворении требований Кулешов В П в полном объеме.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным провести судебное разбирательство при данной явке в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав исковое заявление, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Кулешов В П не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права) (ч. 1 ст. 1 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 6 ГК РФ В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, положения ст. 218 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса (пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ).
Подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа, в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 00.00.0000 000 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений).
Как следует из материалов дела истцом Кулешов В П в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 891 кв.м. в (...), категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 000, в целях использования для индивидуального жилищного строительства. 00.00.0000 администрацией в адрес Кулешов В П был направлен ответ 000 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование отказа административный ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии указанных в статье оснований. Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований. А именно, в соответствии с генеральным планом городского округа г.-к. Анапа, утвержденном 28.12.2021 г., испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами населенного пункта.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Имеется Постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20.06.2016 г. г. № 2436 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа», размещенное на официальном сайте администрации https://www.anapa-official.ru/adm/arhitektura-i-gradostroitelstvo/reglamenty-rredostavlenija-uslug/. В соответствии с п. 2.3 указанного Регламента, результатом предоставления муниципальной услуги являются либо выдача копии постановления Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрен п. 2.8.1 указанного Регламента, там приведено тридцать два основания. Указанное Постановление администрации от 20.06.2016 г. № 2436 утратило силу в связи с изданием Постановления администрации от 01.08.2018 г. № 1714 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов администрации МО г-к Анапа». Размещение на официальном сайте администрации административного регламента, утратившего силу, является нарушением ч. 2 ст. 4, пп. г п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». А отсутствие актуального утвержденного административного регламента по оказанию муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с ч. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов. По мнению администрации, разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением этого требования. Однако все требования, предусмотренные законодательством, были в полной мере соблюдены при составлении схемы. Схема соответствует как требованиям ЗК РФ, так и Приказа министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовлена и выполнена ООО «ПроектИнформ», осуществляющим деятельность в сфере инженерно-геодезических изысканий и являющейся членом СРО с регистрационным номером СРО-И-003-14092009, в форме документа на бумажном носителе в целях осуществления предварительного согласования предоставления находящегося в муниципальной собственности земельного участка в аренду, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (...) площадью 891 кв.м.
Схема расположения земельного участка подготовлена на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
При подготовке схемы расположения земельного участка были учтены материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка можно проследить, что точки 7 (координаты <данные изъяты>) и 8 (координаты <данные изъяты>) примыкают к границе населенного пункта и не расположены за ними.
Согласно ч. 8 ст. 23 ГРК РФ границы поселения, городского округа, границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа обозначаются на материалах по обоснованию генерального плана в виде карт. Генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город курорт Анапа от 00.00.0000 000, содержит приложение в виде карты функциональных зон (выдержка из карты прилагается к настоящему административному иску).
По данной карте можно проследить, что испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, и не пересекает границы населенного пункта.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что ответчик неправомерно отказал в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Представленная схема расположения земельного участка не пересекает границы населенных пунктов. Отказом администрации было нарушено право Кулешов В П , предусмотренное ст. 39.15 ЗК РФ.
Суд не принимает во внимание поданные возражения администрацией МО г.-к. Анапа, поскольку поданные возражения не относятся к предмету рассматриваемых требований. В данном случае речь идет относительно земельного участка площадью 981 кв. м., по адресу: (...), категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал <данные изъяты>, в целях использования для индивидуального жилищного строительства, и решения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. -к. Анапа от 00.00.0000 000 об отказе в предоставлении указанного земельного участка в аренду Кулешов В П , в своих возражениях ответчик ссылается на другой отказ, имеющий 000 от 00.00.0000.
Кроме того, изложенная в возражениях информация актуальна для Правил землепользования и застройки МО г-к Анапа в новой редакции от 00.00.0000 Вместе с тем, во время подписания оспариваемого ответа администрации от 00.00.0000 действовала редакция Правил землепользования и застройки, в соответствии с которой в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрен такой вид разрешенного использования как «для индивидуального жилищного строительства». Закон обратной силы не имеет. Рассмотрение дела необходимо осуществлять в соответствии с нормами, действовавшими на дату вынесения оспариваемого ответа администрации, а именно 00.00.0000.
Согласно представленной выкопировки из ИСОГД по состоянию на 00.00.0000, спорный земельный участок находится в границе населенного <данные изъяты>, что противоречит ссылке ответчика в своем отказе в предоставлении земельного участка в аренду относительно того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами населенного пункта.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ право аренды на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральный Законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 ЗК РФ.
Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Частью 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, смыслом судебной процедуры является не только оценка соответствия закону действий государственных органов или должностных лиц, но и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из анализа указанного положения следует, что для принятия судом решения о признании решения действия (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу положений статей 50 - 62, 84 КАС РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, суд полагает необходимым признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе от 00.00.0000 000, направленном на имя Кулешов В П .
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кулешов В П в части обязания ответчика предварительно согласовать Кулешов В П предоставление земельного участка площадью 891 кв.м. в (...), категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 000, в целях использования для индивидуального жилищного строительства, согласно схеме, приложенной к его заявлению, и его заявлению, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в связи с чем суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции и не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кулешов В П к администрации муниципального образования города-курорта Анапа об оспаривании действий органов местного самоуправления, признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду по правилам гражданского процессуального законодательства – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города-курорта Анапа от 00.00.0000 000 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Кулешов В П
В остальной части заявленных исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Анапский районный суд Краснодарского края.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края А.Н. Немродов
Мотивированное решение суда изготовлено 07.04.2023 г.