ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Титовец М.В.,
при помощнике судьи Мулловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944/2022 по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Луч» об обязании провести специальную оценку условий труда,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Самарского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Луч» об обязании провести специальную оценку условий труда, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района установлено, что в ТСЖ «Луч» на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 2 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 2 рабочих местах не проведена до настоящего времени, что нарушает трудовые права работников ТСЖ «Луч».
На основании изложенного прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц и просил суд признать незаконным бездействие ТСЖ «Луч» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 2 рабочих мест и обязать ТСЖ «Луч» провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест.
Представитель истца в судебное заседание не явился в связи с занятостью в другом процессе.
Представитель ответчика ТСН «Луч» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. О причинах неявке суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не просил.
Суд учитывает, что информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
С учетом изложенного, суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон в соответствии со ст. 233 ГПК в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Иск подан по результатам проверки исполнения трудового законодательства ТСЖ «Луч», в ходе которой выявлены факты нарушения норм закона. В этой связи подача прокурором иска в суд правомерна.
Согласно ч. 2 статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, то есть, конституционно гарантируется свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждому работнику обеспечивается право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, на своевременную выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; на судебную защиту трудовых прав.
Пункт 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 статьи 17 Закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия* направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона порядком.
Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Самарского района г. Самары в соответствии с п.п. 1.1-1.31 Указания прокуратуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» в ТСЖ «Луч» проведена проверка исполнения требований трудового законодательства.
Решением общего собрания членов ТСЖ «Луч» утвержден Устав ТСЖ «Луч» (л.д. 8-18).
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ в ТСЖ «Луч» имеется 2 должности: <данные изъяты> (л.д. 19).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на работу в должности <данные изъяты> (л.д.7).
Из ответа ТСЖ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ТСЖ «Луч» положение об оплате труда не разбиралась. Оплата труда осуществляется на основе сметы, утвержденной общим собранием. Условия труда не оценивались (л.д. 6).
Таким образом в ТСЖ «Луч» на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 2 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 2 рабочих местах не проведена до настоящего времени, что нарушает трудовые права работников ТСЖ «Луч».
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, требования истца об обязать установить размер минимального оплаты труда, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности заместителя прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Луч» об обязании провести специальную оценку условий труда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ТСЖ «Луч» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 2 рабочих мест
Обязать ТСЖ «Луч» провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий: