судья Генералов А.Ю. Дело № 07р-376/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 28 марта 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лутцевой Ю.Н. на постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-29/178-18 от 12 декабря 2018 года и решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 6 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» Лутцевой Ю.Н.,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-29/178-18 от 12 декабря 2018 года главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» (далее по тексту ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района») Лутцева Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 6 февраля 2019 года постановление должностного лица административного органа от 12 декабря 2018 года оставлено без изменения, жалоба Лутцевой Ю.Н. – без удовлетворения.
В жалобе, подданной в Волгоградский областной суд, Лутцева Ю.Н. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа и решения судьи районного суда, просит их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указала, что приказом от 2 мая 2017 года № 82-к П.А.В. был принят на должность начальника организационно-правового отдела и на него были возложены обязанности контрактного управляющего. Несмотря на то, что П.А.В. не дал письменного согласия исполнять обязанности контрактного управляющего, он приступил к данным обязанностям, и на его имя была выпущена электронно-цифровая подпись, был создан личный кабинет в информационной системе. Всю закупочно-конкурсную документацию, а также контракты готовил П.А.В., он же подготавливал отчёты по закупкам, вёл переговоры с поставщиками, сотрудниками дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области. Кроме того, приказом от 20 июля 2017 года № 144-к на должность специалиста по закупкам был принят К.Н.И. В соответствии с условиями трудового договора специалист по закупкам обязан знать и соблюдать законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностная инструкция специалиста по закупкам, с которой К.Н.И. был ознакомлен только 2 апреля 2018 года, не изменяет его трудовую функцию относительно заключённого трудового договора и не освобождает от ответственности за ненадлежащее выполнение возложенной на него трудовой функции. Допуск указанных лиц к осуществлению должностных обязанностей был вызван отсутствием других лиц, имеющих образование в системе закупок и желающих трудиться в ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района». Просит принять во внимание, что выявленные нарушения допущены впервые и не повлекли причинение вреда, а также отсутствие умысла на совершение вменяемого административного правонарушения. Обращает внимание на то, что имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключённых заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр контрактов включаются следующие документы и информация: документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На основании ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
В силу ч. 6 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены «Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
Подпунктом «н» пункта 2 указанных Правил установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).
Пунктом 12 Правил определено, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж(1)", "и", "и(2)", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил; изменения контракта (исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг) - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 настоящих Правил; предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте "и(1)" пункта 2 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела и верно установлено судьей районного суда, при проверке соблюдения ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, были установлены факты нарушения законодательства, выразившиеся в несвоевременности направления в реестр контрактов документов свидетельствующих о приёмке товаров:
- по контракту от 27 июня 2017 года между ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» и ООО «Медтехнолайн» № 695205 (реестровый №2340500081517000043) платежные поручения: от 8 ноября 2017 года размещены 30 марта 2018 года, от 31 мая 2018 года, 6 июня, 27 июня 2018 года, 2 июля 2018 года, 3 июля 2018 года, 9 июля 2018 года, от 10 июля 2018 года не размещены;
- по контракту от 20 февраля 2017 года между ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» и ГУП «Волгофарм» №629151 (реестровый №2340500081517000011) накладные: от 22 февраля 2017 года, от 28 февраля 2017 года, платежные поручения: от 21 августа 2017 года, 4 декабря 2017 года, 25 декабря 2017 года размещены 11 апреля 2018 года;
- по контракту от 24 августа 2017 года между ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» и ГУП «Волгофарм» № 745101 (реестровый №2340500081517000071) накладные: от 22 сентября 2017 года размещена 30 марта 2018 года; от 13 декабря 2017 года размещена 2 апреля 2018 года; платежные поручения: от 25 декабря 2017 года, 19 марта 2018 года размещены 2 апреля 2018 года.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно приказу № <...> от 19 марта 2015 года, Лутцева Ю.Н. была принята на должность главного врача ГБУ3 «Центральная районная больница Дубовского муниципального района».
Уставом ГБУЗ «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» установлено, что главный врач осуществляет руководство учреждением в соответствии с законодательством, определяющим деятельность учреждений здравоохранения; обеспечивает организацию организационно-методической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения; действует без доверенности от имени учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени.
Таким образом, главный врач ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» Лутцева Ю.Н. является должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Таким образом, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что действия главного врача ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» Лутцевой Ю.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.31 КоАП РФ.
Доводы Лутцевой Ю.Н. о том, что в ГБУЗ «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» имеются специалисты, которые в силу должностных обязанностей должны нести ответственность на нарушение требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, были предметом исследования судьи районного суда, им была дана надлежащая оценка, с которой у суда вышестоящей инстанции нет оснований не согласиться.
Отклоняя приведенные доводы, судья районного суда обосновано исходил из того, что контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не созданы.
Как верно указано судьей районного суда, П.А.В., работая в ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» начальником организационно-правового отдела, в должностные обязанности которого не входят обязанности, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не может быть привлечён к административной ответственности.
П.А.В. не давал письменного согласия на исполнение наряду с обязанностями начальника организационно-правового отдела, дополнительных обязанностей контрактного управляющего, следовательно, в силу требований ст. 60.2 ТК РФ данные обязанности на него возложены быть не могли.
Также судьей районного суда верно отмечено, что в трудовом договоре специалиста по закупкам в ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» К.Н.И. не содержится никаких указаний, что его должность является должностью контрактного управляющего.
При этом должностная инструкция специалиста по закупкам ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района», в которой указано, что на специалиста по закупкам возлагаются функции контрактного управляющего в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с которой К.Н.И. был ознакомлен только по истечении 9 месяцев), противоречит обязанностям К.Н.И., указанным в трудовом договоре. Кроме того, работодателем, в нарушение требований ст. 60.2 ТК РФ у К.Н.И. письменное согласие на исполнение дополнительных обязанностей получено не было.
Довод жалобы заявителя о том, что правонарушение является малозначительным, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья и орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Как следует из санкции ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав данного правонарушения является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Безразличное отношение лица к принятой на себя публично-правовой обязанности свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам.
Кроме того, существенность нарушения охраняемых общественных правоотношений, совершённого Лутцевой Ю.Н. правонарушения, подтверждается тем фактом, что санкция ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа в значительном размере при отсутствии альтернативных, более мягких видов наказания.
Признание малозначительности правонарушения, по общему правилу, может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
Учитывая, что при совершении данного административного правонарушения был нарушен порядок размещения информации в реестре контрактов, созданный в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, то оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенным образом нарушает охраняемые законом общественные отношения.
Обстоятельств, в силу которых совершённое Лутцевой Ю.Н. правонарушение могло быть признано малозначительным, не установлено, соответственно оснований для освобождения её от административной ответственности не имеется.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.
Постановление о привлечении главного врача ГБУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» Лутцевой Ю.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
р е ш и л:
постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-29/178-18 от 12 декабря 2018 года и решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 6 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» Лутцевой Ю.Н. оставить без изменения, а её жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын