ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2022 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
при секретаре Цыбиной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Смолякову Александру Викторовичу об истребовании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Представитель КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратился в суд с иском к Смолякову А.В. о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Смоляков А.В. обратился в территориальное отделение краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Назарово и Назаровскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» в сфере оказания услуг по торговле мясной продукцией. В результате рассмотрения заявления и документов, представленных Смолякову А.В. на основании социального контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о назначении государственной социальной помощи ответчику в виде единовременной социальной выплаты в размере 249 900 рублей на срок до 14.04. 2023.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было принято решение о прекращении оказания социальной помощи и расторжении социального контракта в связи с не предоставлением истцу отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, при отсутствии уважительных причин, препятствующих выполнению обязательств по социальному контракту. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика уведомление о расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств в течении 30 дней со дня получения уведомления. В виду отсутствия возврата полученных денежных средств ответчиком, просили взыскать с Смолякова А.В. излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи в размере 249 900 рублей, оплату государственной пошлины в размере 5 699 рубля.
В судебном заседании представитель истца Аксененко В.В. не участвовала, от исковые требования поддержала в заявлении по изложенным, о рассмотрении дела извещался путем направления судебной повестки почтовым отправлением по адресу места регистрации, указанному в адресной справки, конверт по истечении срока хранения возвращен в адрес суда, что в силу положений ст. 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ признается судом надлежащим извещением ответчика.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является её волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, в случае, если истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела, не сообщившего суду об уважительности неявки в суд в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Так, согласно ст. 3, 7, 8.1 вышеназванного Федерального закона, целями которого является в том числе повышение доходов населения, получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается данным гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
При этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Красноярского края в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Красноярского края, а также иные связанные с ними отношения регулируются Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п (ред. действующей на момент возникновения правоотношений) "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", разработанная в силу положений п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на основании поданного ответчиком Смоляковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ в территориальное отделение краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Назарово и Назаровскому району заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с трудной жизненной ситуацией, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен социальный контракт № по условиям которого истец произвел Смолякову А.В. единовременную денежную выплату по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» в размере 249 900 рублей путем безналичного перечисления денежных средств на счет № открытый на имя Смолякова А.В. в АО «Тиькофф банк», что подтверждается платежным поручением (л.д.26)
Целью заключенного социального контракта в силу п. 5 программы социальной адаптации, являющаяся неотъемлемой частью данного контракта, являлось осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение срока действия социального контракта, заключенного на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и повышение денежных доходов заявителя (семьи заявителя), преодоление трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
По условиям социального контракта в рамках программы социальной адаптации, являющаяся неотъемлемой частью данного контракта, ответчик принял на себя обязательства по реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а именно: осуществить постановку на учет в налоговую в качестве индивидуального предпринимателя, получить лицензию, приобрести основные средства, материально-производственные запасы, заключить договор аренды, либо приобрести помещение для оказания услуг, пройти обучение.
Кроме того, в силу подпункта 13 пункта 4.1 раздела 4 социального контракта, Смоляков А.В. обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в территориальное отделение, отчет о выполни мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения заявителем требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В силу п. 33 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтвержденных соответствующими документами, срок, на который заключен социальный контракт, продлевается не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Судом установлено, что ответчик Смоляков А.В. обязательства по заключенному между сторонами социальному контракту, после получения единовременной выплаты не выполнил, отчет не предоставил, мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, ответчиком до настоящего времени не выполнены, сведений истцу и в суд не направлено.
В соответствии с п. 34 вышеназванного Постановления Правительства Красноярского края, уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.
При возникновении уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в абзаце первом настоящего пункта, получатель в течение 2 недель со дня наступления соответствующей причины обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации, в котором указывает способ направления уведомления о принятом решении о внесении (об отказе во внесении) изменений в программу социальной адаптации либо продлении (об отказе в продлении) срока действия социального контракта (путем почтового отправления либо направления по адресу электронной почты либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или на краевом портале государственных и муниципальных услуг), и прилагает к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины, препятствующей выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом (пункт 34 Постановления).
Ответчик, извещенный о предъявленных требованиях, об отсутствии возможности исполнения мероприятий предусмотренных контрактом в силу уважительных причин, не указал, заявлений, ходатайств не направил.
Обращение к истцу о наличии уважительных причин, связанных с неисполнением обязательств по контракту, ответчиком не направлялось.
В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, в силу положений п. 35 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: 4) невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
Денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Постановления).
В связи с отсутствием представленных со стороны ответчика уважительных причин неисполнения мероприятий по социальному контракту, предусмотренных программой социальной адаптации, истец, руководствуясь вышеуказанными пунктами Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес ответчика уведомление о расторжении социального контракта и возврате излишне полученных денежных средств. Данное уведомление получено ответчиком, что подтверждается почтовым уведомлением. Полученные средства Смоляковым А.В. в рамках социального контракта истцу не возвращены до настоящего времени.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что ответчик обязательства по заключенному между сторонами социальному контракту после получения денежных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации не исполнил, уважительности причин невозможности их исполнения в установленный срок социального контракта не представил, дополнительных соглашений в рамках контракта материалы дела не содержат, сторонами не заключались, в связи с чем, полученная Смоляковым А.В. единовременная социальная выплата в размере 249 900 рублей подлежит взысканию с ответчика в полном размере.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5699,00 рубля, подтвержденные платежным поручением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Смолякову Александру Викторовичу об истребовании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи удовлетворить.
Взыскать со Смолякова Александра Викторовича, (<данные изъяты>) в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» денежные средства, выплаченных в качестве государственной социальной помощи в размере 249 900 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 699 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись Е.А.Наумова
мотивированный текст решения изготовлен 17 октября 2022 г.
верно
судья Е.А. Наумова