Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2430/2021 от 03.02.2021

Судья: Бритвина Н.С. Дело № 33а-2430/2021

УИД: 63RS0012-01-2020-001117-33

Дело № 2а-1020/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Ромадановой И.А., Неугодникове В.Н.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Пронина С.М. в лице представителя Петрова Р.Н., административного ответчика ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления ФСИН по Республике Башкортостан» в лице представителя Калоерова А.А. на решение Кинельского районного суда Самарской области от 27 ноября 2020г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Пронина С.М. – Петрова Р.Н. (по доверенности), представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан – Бухамедова Р.Д. (по доверенности), поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пронин С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан (далее УФСИН России по РБ), Федеральному казенному учреждению Исправительной Колонии-8 Управления Федеральной исполнения наказаний России по Республике Башкортостан (далее ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ) о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания в исправительной учреждении и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 550 000 руб.

В обоснование заявленных требований Пронин С.М. указал, что с 16 июля 2016 года по 12 июля 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, отряд № 1, где численность осужденных варьировалась от 160 до 183 человек, условия содержания не соответствовали установленным требованиям, на одного заключенного приходилось от 1, 1 кв.м. до 1, 3 кв.м., что не отвечало нормам жилой площади в расчете на одного осужденного. В спальной секции отряда № 1 на одного осужденного приходилось 1,5 кв.м., окна были загорожены кроватями, для тумбочек места не хватало. Комната приема пищи имела недостаточную площадь, не отвечала санитарным нормам, в ней водились насекомые и мыши. На весь отряд имелось 2 электрочайника, 2 микроволновки, три холодильника, которые переполнены. В помещении умывальника на 180 человек имелось всего 10 раковин, происходили перебои в подаче горячей воды, имелся грибок. На весь отряд имелось 2 туалета, площадью 18 кв.м. с 5-ю унитазами, которые отгорожены перегородками, дверей не было, вентиляция отсутствовала, мусор из туалета выносился один раз в день. Баня и душ предоставлялись один раз в неделю. В бане имелись перебои с горячей водой, и работой бани. Бойлеры с горячей водой отсутствовали. Раздевалки, комната хранения личных вещей, комната для сушки белья, комната воспитательной работы имели небольшие размеры. В помещении для сушки белья отсутствовала вентиляция. Освещение в отряде слабое, дневного света не хватало. Помещения не проветривались, поскольку окна выходили на запретную зону и не открывались, искусственная вентиляция не работала. В зимнее время температура в помещении не поднималась выше +15 градусов, имелась сырость и грибок. Прогулочный дворик не имел достаточного пространства. Питание низкого качества. Медицинская помощь оказывалась ненадлежащим образом, не квалифицированными специалистами. Осужденные инфицированные ВИЧ-инфекцией, гепатитом, инфекционные больные, не изолировались от здоровых. Ненадлежащие условия содержания Пронина С.М. в исправительном учреждении причиняли ему страдания, он испытывал каждодневные трудности и переживания, что унижало и оскорбляло его, в связи с чем полагает, что имеет право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. При определении размера компенсации административный истец просит учесть практику Европейского суда по правам человека.

Решением Кинельского районного суда Самарской области от 27 ноября 2020 года, требования Пронина С.М. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по РБ, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ по обеспечению надлежащих условий содержания Пронина С.М. в исправительном учреждении ИК-8 УФСИН России по РБ. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронина С.М. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 руб. и судебные расходы в размере 15 000 руб.

В апелляционной жалобе Пронин С.М. в лице представителя Петрова Р.Н. просит изменить решение суда, увеличив размер взысканной компенсации, поскольку он не должен быть необоснованно меньшим по сравнению с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом, ссылаясь на пояснительную записку к Федеральному закону от 27 декабря 2019 года №494-ФЗ, где законодатель посчитал оправданным использование суммы 3 тысячи евро на одного заявителя при расчете компенсаций, необходимых для выплаты по решению национальных судов и судебную практику. Так же указывает, что судом не взысканы понесенные расходы в части уплаты им государственной пошлины в размере 300 рублей, согласно имеющейся в материалах дела квитанции об оплате государственной пошлины от 06 июля 2020 года.

Административный ответчик ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ также не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное, поскольку, по мнению автора апелляционной жалобы, содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождает у данного лица права на компенсацию. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, необходимо учитывать длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы, однократность либо неоднократность такого пребывания, половую принадлежность, состояние здоровья, возраст потерпевшего. Указанные обстоятельства имеют существенные значения для установления факта причинения истцу реальных физических и нравственных страданий, а так же для определения размера компенсаций. Кроме того, считает, что размер компенсации, с учетом конкретных обстоятельств дела, принципа разумности и справедливости, завышен.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие посредством видеоконференцсвязи представители Пронина С.М. – Петров Р.Н. (по доверенности), ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ – Бухамедов Р.Д. (по доверенности), доводы своих апелляционных жалоб поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Статьей 2 Конституции Российской Федерации, установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных.

Согласно статье 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

В силу части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Частью 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию, меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Статьей 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России является органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; к основным задачам ФСИН Положение относит, в числе прочего, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и позиции, неоднократно изложенной в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания осужденных в местах лишения свобода должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Положения указанные выше правовых актов, а также разъяснения Верховного Суда Российской Федерации обусловлены тем, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан; иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров; осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)); минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2005г. N 259, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии - 50 человек (пункт 3 Положения); отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети (пункт 10 Положения).

Номенклатура, нормы обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утверждены приказом ФСИН России от 27 июля 2006г. N 512. Приложением № 2 к данному приказу установлено, что комната для умывания и помещение для мытья рук должны быть оборудованы умывальниками из расчета 1 на 10 человек.

В соответствии с Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 02 июня 2003г. № 130ДСП, число напольных чащ (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осужденных.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и N 2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляции.

Согласно пунктов 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте. От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу части 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 27 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285, за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача обшей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей- специалистов.

До вступления в силу приказа Минюста Российской Федерации от 28 декабря 2017г. N 285 действовал Порядок организации медицинской помощи липам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный приказом того же органа № 190 от 17 октября 2005 г.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что срок на обращение в суд административным исковым заявлением Прониным С.М. не пропущен.

Данный вывод в полной мере согласуется с положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ, согласно которых в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

22 октября 2019 г. Прониным С.М. подана жалоба № 57196/19 в Европейский Суд по правам человека на нарушение его прав, гарантированных статьями 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи условиями его содержания в ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по РБ, которая по существу не рассмотрена ввиду не исчерпания административным истцом национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2019г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 161 решения Европейского Суда – л.д. 246, т.2), после чего Пронин С.М. 10 июня 2020 г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Пронин С.М. приговором Октябрьского районного суда г. Самары от 25 марта 2016 г. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 года, со штрафом в размере 2 400 000 рублей.

В период с 16 июля 2016 г. до 12 июля 2019 г. Пронин С.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-8 ГУ ФСИН России по РБ, отряд № 1, освобожден по постановлению Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 01 июля 2019 г. условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 8 месяцев.

ФКУ ИК-8 ГУ ФСИН России по РБ является специализированной колонией, предназначенной для содержания осужденных за различные преступления бывших работников судов и правоохранительных органов.

Из имеющихся в материалах дела представлений органа прокуратуры, направленных в адрес руководства ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, следует, что в общежитии отряда № 1, на дату проведения проверки на одного осужденного приходится 1,5 кв.м. жилой площади.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 декабря 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2019 г., удовлетворен иск Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ об устранении нарушений материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, в соответствии с которым на ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ возложена обязанность принять меры по увеличению норм жилой площади соответствии с требованиями, установленными уголовно-исполнительным, законодательством, из расчета 2 кв.м, на одного осужденного; обеспечить общежития отрядов для проживания осужденных необходимым количество умывальником и унитазов в соответствии с фактическим количеством осужденных и предъявляемым требованиям обеспечения.

Указанными судебными актами установлено, что по состоянию на 24 сентября 2018 г. при лимите наполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ в 755 человек для содержания в строгом режиме, в учреждении фактически содержалось 859 человек. Жилая площадь отряда № 1 составляет 256 кв.м., лимит наполнения установлен в 128 осужденных, однако по состоянию на 24 сентября 2018 г. в общежитии отряда № 1 содержалось 170 осужденных, то есть на одного осужденного приходилось 1,5 кв.м. В ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ не соблюдены нормы оборудования умывальных комнат отряда необходимым количеством умывальников, а также количеством унитазов. Общежитие отряда № 1 оборудовано 15 умывальниками (необходимая потребность - 17); оборудовано 10 унитазами (необходимая потребность 12 унитазов).

Согласно представлению прокурора Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 г., одно и то же помещение в отрядах используются как для кухни, так и для комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комната быта совместно с сушилкой, не имеется кладовой для спортинвентаря и комнаты для хранения хозяйственного инвентаря.

При проведении проверки прокуратурой Республики Башкортостан выявлены нарушения требования статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вследствие не соблюдения правил мытья посуды и кухонного инвентаря, на чистой посуде в столовой осужденных обнаружены бактерии группы кишечной палочки; лабораторное исследование блюда «компот из сухофруктов» показало, что значение контролируемых показателей не соответствуют требованиям технологической карты, выявлены отклонения по калорийности, по углеводам. Кроме этого, было выявлено нарушение в области не соблюдения условий хранения особо скоропортящейся продукции.

Разрешая возникший спор, и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что при отбывании наказания в период с 16 июля 2016 г. по 12 июля 2019 г. в ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по РБ нарушены права осужденного Пронина С.М., поскольку в период отбывания им наказания установлены следующие факты: нарушение нормы жилой площади из расчета на одного осужденного; не обеспечено необходимое количество умывальников и унитазов в соответствии с фактическим количеством осужденных; одно и то же помещение в отрядах используется как для кухни, так и для комнаты хранения продуктов питания и приема пищи; комната быта совмещена с сушилкой; отсутствие кладовой для спортивного инвентаря и комнаты для хранения хозяйственного инвентаря; чистая посуда в столовой для осужденных не отвечает санитарным нормам; продукты питания для осужденных хранятся без учета соблюдения условий хранения; штат персонала филиала «МЧ № 5» ФКУЗ МСЧ № 21 ФСИН России не укомплектован; в помещении аптеки медицинской части отсутствует вентиляционная система и система кондиционирования помещения.

Определяя размер компенсации подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронина С.М. за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей, суд исходил из того, что данная сумма является оправданной, поскольку компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты и не приведет к неосновательному обогащению административного истца.

Вопрос о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронина С.М. судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб., разрешен судом в соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно. Документы подтверждающие данные расходы представлены в материалы дела, сумма в размере 15 000 рублей не является завышенной.

Судебная коллегия находит выводы районного суда правильными.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ о том, что содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождает у данного лица права на компенсацию, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные и основанные на неправильном толковании приведенных выше норм права.

Достаточным основанием для взыскания компенсации является установление факта нарушения условий содержания под стражей, определенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и законодательством Российской Федерации.

В данном случае факт нарушения условий содержания при отбытии наказания установлен и подтверждается исследованными материалами дела. Материалы дела свидетельствуют о том, что в юридически значимый период с 16 июля 2016 года по 12 июля 2019 года ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ допущено бездействие в вопросе обеспечения надлежащих условий содержания Пронина С.М., в связи с чем судом правомерно удовлетворены требования в части признания незаконным бездействия административных ответчиков. При этом, судебная коллегия учитывает, что перенаселенность камер, помещений отрядов находится в пределах контроля государства в лице уполномоченного органа - ФСИН России, регулирующего численность осужденных в конкретных исправительных учреждениях.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ о том, что размер компенсации завышен, судебной коллегией отклоняются, поскольку, определяя размер компенсации, суд верно исходил из принципа разумности и справедливости, учитывая, что компенсация в размере 200 000 руб. обеспечивает эффективность внутригосударственного средства защиты, не приводя к неосновательному обогащению.

Доводы апелляционной жалобы Пронина С.М., о том, что размер присуждаемой судом компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, не должен быть необоснованно меньшим по сравнению с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом, не принимается, поскольку как указал Европейский Суд параграфе 91 решения ЕСПЧ от 17 марта 2020 "Дело "Е.М. Шмелев и другие против Российской Федерации", при определении размера присуждаемой финансовой компенсации, национальные суды должны оценивать размер компенсации в соответствии с их собственной правовой системой и традициями, учитывать уровень жизни в соответствующей стране, даже если это приводит к выплате сумм ниже, установленных Европейским судом в аналогичных дела.

Ссылка Пронина С.М. на пояснительную записку к Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку в силу действующего правового регулирования пояснительная записка к проекту закона не относится к нормативно правовым актам.

Районный суд, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, оценив допущенные нарушения, учитывая их продолжительность, а также то, что компенсация должна обеспечивать восстановление нарушенного права и не приводить к неосновательному обогащению, правильно определил размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 200 000 руб.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которым дана в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и оснований не согласиться с ними, суд апелляционной инстанции не усматривает.

При этом, судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось представителем административного истца, что сам Пронин С.М. каких либо жалоб в период отбывания наказания на ненадлежащие условия содержания в прокуратуру не подавал. Доказательств не оказания либо некачественного оказания медицинских услуг Пронину С.М. материалы дела не содержат. Представитель Пронина С.М. в судебном заседании не оспаривал тот, факт что данных свидетельствующих о неоказании Пронину С.М. медицинской помощи в период нахождения в ФКУ «ИК-8 УФСИН по Республике Башкортостан не имеется.

Вместе с тем, при принятии решения судом первой инстанции оставлено без внимания, что согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

Из материалов дела следует, что Прониным С.М. при подаче административного искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Судом первой инстанции при вынесении решения не разрешен вопрос в части взыскания в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит уточнению, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронина С.М.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кинельского районного суда Самарской области от 27 ноября 2020 года по существу оставить без изменения.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронина С.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Апелляционные жалобы Пронина С.М., ФКУ «ИК-8 УФСИН по Республике Башкортостан оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный суд Российской Федерации в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-2430/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пронин С.М.
Ответчики
УФСИН России по Республике Башкортостан
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан
ФСИН России
Другие
Петров Р.Н.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.02.2021Передача дела судье
02.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее