К делу №5-974/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тихорецк 16 декабря 2021 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П., рассмотрев поступивший из департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края административный материал в отношении индивидуального предпринимателя Матченко Сергея Викторовича по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В суд из департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края поступили материалы административного дела в отношении индивидуального предпринимателя Матченко Сергея Викторовича о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении будет выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращаются в орган, должностному лицу, которые его составили.
На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что материалы дела составлены ненадлежащим образом. Имеют место неправильное оформление материалов дела, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В пункте 4 Постановления Пленума верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В силу положений части 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Матченко С.В. не относится к категории вышеперечисленных лиц, не является депутатом либо членом территориальной избирательной комиссии. Кроме того, в материалах дела отсутствует характеризующий материал в отношении Матченко С.В., а именно: сведения о записях актов гражданского состояния, справки врача-психиатра и врача-нарколога, информация о том, привлекался ли ранее Матченко С.В. к административной ответственности. Сведения о том, что орган, составивший протокол, лишен возможности получить соответствующую информацию в соответствующих государственных органах, суду не представлены.
В пункте 5 Постановления Пленума верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что, проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 18 части 5 и части 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять, в том числе должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р). В данном перечне отсутствует указание на должностных лиц департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
Соответствующий перечень указанных органов и их должностных лиц, утвержденный высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, подтверждающий правомочия должностных лиц департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на составление протоколов по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, суду не представлен, в связи с чем, из представленных административным органом материалов не представляется возможным определить, составлен ли протокол об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом.
Также надлежит обратить внимание органа, составившего протокол об административном правонарушении, на то, что в соответствии со статьёй 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Допущенные по настоящему делу нарушения являются существенными, не могут быть восполнены при рассмотрении дела судьей, в связи с чем, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению в департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить в департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Матченко Сергея Викторовича на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса для устранения указанных недостатков.
Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором.
Судья Тихорецкого
городского суда Д.П. Караминдов