2-270/2022
21RS0007-01-2022-000093-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года гор. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре С., с участием представителя истца П., представителя ответчика А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии к Ф., Й., Ц., У., К., Н., Г., Ш., З, Х., ООО «УК «Домовой», администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
установил:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии (далее также – ФКУ ИК-5) обратилось в Козловский районный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Ф., Й., Ц., У., У., М., Е., Н., Г., Ш., И., Я., Ч., Щ., Т., З, Х., Б., Ю., Ж., Э., Д., Ь., Ъ., Ъ., ООО «УК «Домовой», администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики.
Иск ФКУ ИК-5 мотивирован тем, что <дата> общим собранием собственников вышеуказанного многоквартирного дома принято решение о переходе с <дата> на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений многоквартирного дома в части предоставления коммунальных услуг по отоплению и холодному водоснабжению.
ООО «УК «Домовой» осуществляет управление многоквартирного <адрес> Республики по результатам конкурса по отбору управляющей компании на право управления домом. Конкурсная документация при этом предусматривала плату собственников помещений за коммунальные услуги участнику конкурса – управляющей организации. Проект договора на управление многоквартирным домом <число> обязывал выигравшую конкурс управляющую организацию предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и заключить с каждым собственником договоры на оказание коммунальных услуг. Таким образом, по мнению ФКУ ИК-5, ООО «УК «Домовой», инициировав проведение общего собрания собственников, нарушило условия конкурса, а собственники в силу части 8.1 статьи 162 ЖК РФ до истечения одного года со дня возникновения права у ООО «УК «Домовой» на управление многоквартирным домом не имели право отказаться от выполнения договора управления и изменять его условия.
Кроме того, по мнению истца, оспариваемое решение общего собрания оформлено с нарушением обязательных требований, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 г. № 44/пр: протокол составлен <дата>, хотя собрание окончено <дата>; в протоколе отсутствуют сведения о прилагаемых к нему документах; протокол подписан лишь председательствующим и секретарем, а не лицами, осуществлявшими подсчет голосов; в объявлении о проведении собрания отсутствует адрес, по которому осуществляется прием бюллетеней; ФКУ ИК-5 о собрании не извещалось, доказательств извещения самих собственников не имеется; номера квартир председателя собрания и секретаря отсутствуют, как отсутствует и список лиц, принявших участие в голосовании очно, а также даты проставления подписей; бюллетень голосования не содержит вопросов; кворум при принятии решения отсутствовал; председатель и секретарь собрания избраны незаконно.
В связи с отказом в ходе судебного разбирательства истца от искового заявления к ответчикам М., Е., Л., О., Р., Щ., Т., Б., Ю., Ж., Э., Д., Ь., Ъ. и Ъ., как к лицам, не принимавшим участие в голосовании при принятии оспариваемого решения, и принятием его судом, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено отдельное определение от <дата>.
В судебном заседании представитель истца П. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика А. возражал против удовлетворения иска, полагая, что решение общего собрания принято в строгом соответствии с действующим законодательством, кроме того, оно подтверждено последующим решением собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от <дата>.
Ответчики: Александров Ю.И., Й., Ц., У. В., К. В., Н., Г., Ш., З, Х. и администрация Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В период с <дата> по <дата> по инициативе ответчика ООО «УК «Домовой» проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики. Общее собрание проведено посредством очного (совместного присутствия собственников помещений в данном доме) и заочного (опросным путем) голосования (протокол общего собрания – том 1 л.д. 148-151).
В повестку голосования включено 4 вопроса: 1) утверждение председателя и секретаря собрания с наделением их полномочий счетной комиссии; 2) заключение собственниками помещений в многоквартирном доме с <дата> договора на оказание коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией; 3) утверждение места размещения результатов голосования – информационная доска многоквартирного дома; 4) определение места хранения протокола общего собрания – Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.
Из содержания протокола общего собрания от <дата> следует, что по указанным в повестке голосования вопросам собственниками многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики (52,21 % голосов от общего числа голосов) приняты следующие решения:
1) избрать председателем общего собрания собственников помещений Ц., собственника <адрес>, секретарем общего собрания собственников помещений – В. с наделением их полномочиями счетной комиссии;
2) заключить собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, с <дата> договоры на оказание коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией;
3) утвердить место размещения результатов голосования – информационная доска многоквартирного дома;
4) определить место хранения протокола общего собрания – Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.
Из договоров <число> и <число> от <дата>, заключенных между ООО «УК «Домовой» (заказчик) и ФКУ ИК-5 (поставщик), следует, что истец ФКУ ИК-5 осуществляет поставку холодной воды и тепловую энергию для отопления многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики.
Оспариваемым ФКУ ИК-5 является решение общего собрания собственников в части заключения собственниками помещений в многоквартирном доме с <дата> договоров на оказание коммунальных услуг по отоплению и холодному водоснабжению непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (часть 3 статьи 45 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 48 ЖК РФ предусмотрено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно размещенному на Портале ЖКХ Чувашской Республики (http://www.jkh.cap.ru) электронному паспорту <адрес> в <адрес> Республики представляет собой многоквартирный дом, общая площадь жилых и нежилых помещений которого составляет 340,9 кв.м.
Таким образом, для признания правомочности общего собрания собственников, проведенного в период с <дата> по <дата>, необходимо установить наличие волеизъявления собственников, обладающих правами на более чем половину из указанной площади.
Из приложенного к протоколу собрания собственников протокола голосования (том 1 л.д. 150) следует, что на общем собрании принимали участие собственники квартир №<число>, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 13, 16. Сведений о документах, подтверждающих право собственности указанных лиц на помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес> Республики, протокол общего собрания не содержит. Отсутствуют такие сведения и в протоколе голосования.
В этой связи, в целях проверки доводов истца об отсутствии кворума при принятии оспариваемого решения истребованы выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащие сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные помещения (том 1 л.д. 119-146).
Анализируя содержание таких выписок и сопоставляя их с протоколом голосования (квартиры №<число>, 3, 9, 11 и 16 находятся в собственности муниципального образования – Козловского городского поселения, от имени которого протокол подписан главой администрации Ы.), суд приходит к выводу, что общим собранием обоснованно учтены голоса собственников, общая площадь помещений которых 202,4 кв.м, что составляет 59,37 % от общего числа голосов.
Следовательно, в таком составе собственников общее собрание в силу части 3 статьи 45 ЖК РФ, вопреки доводам истца, являлось правомочным.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Поскольку специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, к правоотношениям сторон подлежат применению положения главы 9.1 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 184.1 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено существенное нарушение правил составления протокола.
Как разъяснено в пункте 109 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено последующим решением собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Новое решение собрания, подтверждающее решение предыдущего собрания, может по содержанию быть аналогичным предыдущему решению либо содержать исключительно формальное указание на подтверждение ранее принятого решения (абзац 3 пункта 108 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Судом установлено, что решением собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики, оформленным протоколом <число> от <дата>, утверждено ранее принятое решение общего собрания, оформленное протоколом от <дата>, о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме с <дата> договоров на оказание коммунальных услуг по отоплению и холодному водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией (л.д. 165). Новое решение общего собрания принято с соблюдением кворума, и действий его участников, влекущих ничтожность принятого решения, судом не установлено.
Формальное несоответствие протоколов от <дата> и от <дата> Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, по мотиву отсутствия в протоколах реквизитов документов, подтверждающих право собственности на помещения, не влечет признания их недействительными, поскольку такие несущественные нарушения не могли повлиять на волеизъявление участвовавших в общем собрании лиц.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения искового заявления ФКУ ИК-5 суд не находит.
В связи с отказом в удовлетворении иска по вступлении решения суда в законную силу на основании части 3 статьи 144 ГПК РФ подлежат отмене принятые определением от <дата> меры по его обеспечению в виде приостановления исполнения решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от <дата>.
Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░ ░., ░., ░., ░., ░., ░., ░., ░., ░, ░., ░░░ «░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░